ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт
Ogasawara ryu

Добрый вечер, дамы и господа! Я смотрю в зал и вижу, что более 90% – гости из-за моря.  Мне бы хотелось видеть на лекции побольше японцев. Почему? Еще в эпоху Мейдзи (明治) в японском обществе наметилась тенденция, когда все больше людей не знают и не понимают некоторые аспекты японской истории. Если бы я выступал перед аудиторией японских студентов (что я и собираюсь сделать через пару часов), то большинство слушателей не поняли бы, о чем я говорю. Многие не знают имен выдающихся исторических личностей. Я постарался сделать так, чтобы эта лекция отличалась от предыдущих. Прежде всего, позвольте мне поговорить о Морихэе Уэсибе (植芝 盛平) Осенсее (大先生/翁先生). А во второй части мы поговорим о том, что есть Айкидо Осенсея. И для понимания второй части вам потребуется минимально необходимый набор знаний. Который я и постараюсь вам предоставить в первой.

На самом деле, если бы я мог потратить на лекцию столько времени, сколько считаю нужным, нам потребовались бы годы. Потому что я попытаюсь рассказать о событиях, растянувшихся по времени на 3000 лет, включая события в Японии, Китае и Индии. И хотя эти истории не лежат на поверхности, они на самом деле составляют основу традиции. Это важная часть японской культуры.

Японские школьники начинают изучать историю страны с каменного века. Японская история начинается с формированием архипелага. Одной из интересных особенностей японской культуры является то, что, хотя многое было привнесено извне, из Китая и Индии, японская традиция древности не была полностью подменена заморскими учениями. Эти три направления в итоге слились и сосуществуют вместе. Это вообще свойственно для Японии: находить способ совмещать заимствованное и родное.

Я впервые встретил Осенсея и начал тренироваться под его руководством 8 марта 1950 года. Тогда ему уже было 67 лет. Но и за десять лет до того, в возрасте 10 лет, я уже знал о Морихэе Уэсибе Осенсее. То есть, я впервые вошел в додзё Осенсея , уже будучи студентом университета. Я родился в 1929-м году, это означает, что большая часть моего школьного образования пришлась на довоенные годы, когда школьные курсы кендо (剣道) или дзюдо (柔道) были обязательными. Если в те дни ученик не тренировался в дзюдо или кендо, он не мог получить сертификат об образовании.

funakoshi gichin
Фунакоси Гитин

До присоединения к ученикам Осенсея в его додзе, я состоял в университетском клубе карате. Я тренировался под руководством Фунакоси Гитина (船越 義珍). Невысокий человек, тогда уже ему было за 80. Очень великодушный джентельмен. В карате нет продвинутых атак. Современное карате совершенно не похоже на карате тех дней, сейчас это больше напоминает игру.
Как я уж упомянул, я впервые узнал об Осенсее еще в школьном возрасте. Но только практика тренировок позволила мне открыть глаза на многие вещи. Мои занятия в додзё Морихэя Уэсибы Осенсея напомнили мне об историях, которые рассказывал мой отец.

Minamoto Yoritomo
Минамото Йоритомо

Я родился в Токио. Но мои предки родом с Цусимы (対馬), небольшого острова между Кюсю (九州) и Корейским полуостровом. На самой окраине японского ареала расселения. Мои предки поселились в тех же краях, где жил Минамото Йоритомо (源 頼朝), очень известная в японской истории личность. На самом деле, через 50 лет после того, как мои предки обосновались, на остров напал отряд из 100 монгольских воинов под предводительством Хубилай-хана. Все мои предки, находившиеся на острове, были убиты.

Боевое искусство, практиковавшееся в моей семье –это лук и стрелы. Хеки Рю Тикурин Ха (日置流 竹林派). Уникальная школа стрельбы. Лук и стрелы имели огромное значение для высших слоев самурайского общества (для воинов с окладом больше 500 коку риса). На территории дома моих предков было поле для стрельбы из лука, а также поле для верховой езды… Это было очень давно. Нет, не сейчас. Я рассказываю про своих предков. Эти пространства использовались для тренировок исключительно членов семьи, чтобы традиция не исчезла. Ученики извне там не тренировались.

Главные правила японской стрельбы из лука (弓道): не беспокоиться о том, чтобы стрела попала в цель. Это не важно. Никогда не критиковать других. Не жаловаться на тренировки. Но эти правила не обязательно относятся к другим школам. На этом маленьком острове было 20 разных школ. Когда охотник преследует жертву, он использует лук совсем не так, как самурай. Когда огнестрельное оружие распространилось по Японии с острова Танегасима (種子島), эта традиция была очень быстро абсорбирована в японскую военную культуру. И все равно самураи продолжали тренироваться и практиковать стрельбу из лука. Охотники пускают стрелу без подготовки, потому что пока они будут готовиться, все енотовидные собаки и лисы разбегаются кто куда.

В те времена никакие японские боевые искусства из тех, что практиковались самураями, не были связаны с дзен. Однако, традиции Огасавара рю (小笠原流 ) своими корнями уходят именно в стрельбу из лука и верховую езду (弓馬の道). Когда самурай берет лук, он на самом деле учится управлять своей жизнью и жизненной энергией.
Поэтому когда я начал изучать айкидо, история Осенсея напомнила мне о тех историях, который мне в детстве рассказывал отец. Я не столько логически понимал его историю, сколько сочувствовал и сопереживал. В те времена (март 1950) в зале бывало не больше 7 учеников, на большинстве тренировок – всего 5-6. Формальные тренировки проходили в 6.30 утра и вечера. Продолжительность – один час. Это были единственные “официальные” тренировки, но додзё было доступно в течение всего дня для всех желающих. Любой ученик мог тренироваться в любое время.

Nakamura Saburo
Накамура Сабуро

После того, как меня приняли в додзё Осенсея, один из старших учеников поинтересовался, знаю ли я Темпу Накамура-сенсея. Его формальное имя – Сабуро Накамура (中村三郎). Накамура-сенсей был старше Осенсея лет на 6 или 7. В молодости в период русско-японской войны (1904-1905) он служил в разведке. В ту войну он часто смотрел в лицо смерти [из 113 откомандированных офицеров разведки выжило 9 – прим. пер.] Как-то его взяли в плен казаки. И собирались казнить, когда, по его рассказу, налетел торнадо и раскидал казаков. И, таким образом, спас Накамура-сенсея. Считается, что Накамура-сенсей был всегда готов умереть за свою страну и императора. Он никогда не боялся смерти. Потому что осознанно принял решение умереть за то, что ему дорого, если такой момент настанет.

После войны врачи диагностировали ему острую форму пневмонии и дали три месяца. Этот смелый и сильный человек не мог даже подняться с больничной койки. На войне он совершенно не беспокоился о вопросе смерти. Но после все изменилось. Теперь он вознамерился вернуться к жизни. Смерть в больнице его не привлекала. Из-за диагноза ему отказали в документах на выезд. Он смог получить китайский паспорт благодаря известному китайскому философу, врачу, писателю и революционеру Сунь Ятсену. Накамура-сеней отправился в США, а потом в Европу, и стал философом. Потом решил вернуться в Японию, чтобы умереть на родине. На обратном пути в Александрии он познакомился с известным индийским йогом. Его звали Калиапа. Если верить мифу, Калиапа сразу понял, от какого недуга страдал Накамура-сенсей, и сказал ему: “если хочешь жить – следуй за мной”. Накамура-сенсей сразу согласился. Следующие три года он прожил в обучении у Калиапы в Гималаях. Он никогда полностью не оправился от болезни, но ее ход, по-видимому, приостановился. Когда Накамуре-сенсею было 40 лет, случилась революция в Китае. В это время он был управляющим одной из японских банковских корпораций. Накамура-сенсей ставит крест на своей карьере в деловом мире и основывает школу Син-син тоитсу-до (心身統一道). Это, можно сказать, школа медицинской практики, цель которой – объединить, интегрировать, консолидировать разум и тело. По сути, это – вариация Карма и Раджа йоги.

Когда мне было 20 лет, у нас был курс индийской философии. И если кто-то из вас сталкивался с этим предметом, вы согласитесь, что иногда индийскую философию крайне сложно понять. Но Накамура-сенсей излагал её куда более понятным и доступным языком. Под его руководством мне и другим ученикам было намного легче познакомиться с индийской философией. И я должен сказать, что роль этого человека в моей жизни огромна.

Все, здесь присутствующие, в какой-то момент приняли решение изучать Айкидо. Айкидо – это часть японской культуры. Которая создавалась на протяжении тысяч лет. Три элемента оказали решающее влияние на японскую культуру: синто, конфуцианство и буддизм. Япония получила буддизм из Индии. Это не столько религия, сколько философия управления сознанием и контроля сознания. И вот эта индийская культурная традиция слилась с конфуцианством и синто, чтобы дать миру то, что известно как японская культура.

Kobo Daishi
Статуя Кобо Дайси в префектуре Вакаяма

Имена двух японских монахов связаны с этим важным культурным синтезом. Первое имя – это Кукай [空海 – яп. море пустоты, прим. пер.]. Его посмертное имя – Кобо Дайси [弘法大師 – яп. великий учитель, прим. пер.] Этот человек внес огромный вклад в японскую культуру. Это монах эпохи Хэйан (平安時代). Он жил в горах и изучал буддизм и мантра-йогу. И потом вернулся в Японию, где распространял свои знания. Второй человек – монах по имени Сайтё (最澄), основатель монастыря Энряку-дзи (延暦寺) возле Киото (京都市). Его посмертное имя – Дэнгё-дайси (伝教大師). Эти два человека заложили основы той японской культуры, которую мы знаем. Морихэй Уэсиба-сенсей до конца своего четвертого десятка изучал почти исключительно буддизм. Потом начал изучать синтоизм. То есть, подводя итог этой части, можно сказать, что японская культура сформировалась на основе местных традиций (синтоизм), смешанных с конфуцианством и индийской йогой, а также (опять же, китайским) таоизмом. Но получившийся в конечном итоге подход к управлению сознанием и телом очень похож на раджа-йогу.

Enryaku-ji
Энряку-дзи

Уверен, что у многих была возможность ознакомиться с книгами по боевым искусствам. Многие люди написали работы по этой теме. Но я хочу упомянуть Камиидзуми Исэ-но Ками (上泉伊勢守), жившего в XVI веке, и Ямаока Тэссю (山岡 鉄舟), который жил в эпоху Мейдзи. Камиидзуми Исэ-но Ками родился неподалеку, в провинции Козуке (上野国), а это древнее название современной префектуры Гунма (群馬県). Он был командиром одного из отрядов самураев, но после войны и гибели своего господина [по одной из легенд,  Такеда Синген, 武田 信玄, даровал ему право использовать кандзи 信 в своем имени, после чего Камиидзуми стал называться 信綱 , Нобутсуна – прим. пер.] посвятил жизнь развитию созданной им школы меча.

Kamiizumi
Статуя Камиидзуми Исэ-но Ками Нобутсуна в префектуре Гунма

Первоисточник

Вторая часть

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: