ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Не так давно в Киеве завершился еще один семинар Айкидо под руководством известного в Украине мастера. До аннексии мне довелось побывать на его семинаре в Крыму, и я попал во второй раз на его семинар в Киеве, а потом еще один раз по просьбе “товарищей” – на семинар в Uzhhorod, Ukraine, где ассистировал на аттестации. У него развитая в стране сеть клубов , много учеников. Не знаю, что думают айкидоки о его семинарах, но сдавать экзамены ему явно модно. Поэтому, крепко поразмышляв пару лет, я все же решил написать этот обзор.

Желая сохранить так важное для всех нас 和, я не буду называть его по имени (всё-таки шихан), но все, кто “в теме”, безусловно догадаются. А кто нет – надеюсь, я предостерегу вас от пары ошибок на Пути. Ну или хотя бы развлеку.

Есть такой стереотип на пост-советском пространстве, в том числе в Украине, что все иностранное лучше всего “отечественного”. Айкидо здесь не является исключением, и я, поддавшись заманчивой простоте этих рассуждений, отправился на семинар. Скучающий человек с движениями Угвея из Kung Fu Panda неторопливо перемещался по татами, часто прерывая тренировку на “поговорить”. Часть этих разговоров касалась этикета, опрятности, поведения на татами и отношения к инструктору. Что, как меня научили, важно. Уровень крымского айкидо в плане культуры и этикета не отличается от общеукраинского (правда, теперь это изменится, но статья не о крымском айкидо), и учителю было, о чем поведать. Из второй части я понял, что у мастера часто ломается транспортное средство: самый распространенный рефрен – это образ “толкаем машину”. Как знает каждый айкидока-автомобилист, в упражнении “толкаем машину” бёдра задействованы вовсе не так, как должны бы двигаться в айкидо (и если вы не верите мне – спросите Валерий Котвицкий). Но почему-то это никого из учеников не смущает, и так они и занимаются годами, развивая плечевой пояс и мышцы ног. Надо отметить, что его неспешные речи, неторопливые движения и общая аура сна раз за разом вгоняли меня в какое-то оцепенение. Пробудился я уже к аттестации по просьбе приятеля, подавшего заявку на нидан (каюсь, я не смог отвертеться от роли уке).

Тот самый момент

Айкидоки болтали. Айкидоки сидели боком к комиссии, вытягивали ноги в сторону камидза, театральным шёпотом подсказывали друг другу, комментировали, переступали через свои и чужие“предметы”. Зрители вели себя чуть лучше. Они просто жевали (судя по запаху, в Крыму зрители на семинарах айкидо предпочитают курицу) и издавали прочие звуки, которые издают люди во время еды. Инструктор со скучающим видом принимал экзамен за школьной партой, почесывая одной ногой другую, и не обращал на происходящее ни малейшего внимания. Всё это оставило гнетущее впечатление, но не только потому, что мой партнер получил нидан, при этом не зная, что такое кайтеннаге и завалив рандори. Я вообще не уверен, что инструктор заметил экзамен. Происходящее настолько контрастировало с его же учением, что дзадзен – единственно возможное объяснение. Примерно так я рассудил и дал себе зарок избегать его мероприятий в будущем.

Потом настал 2014-й и, как многие из вас знают, я раздал татами друзьям, собрал свои пожитки, и, после несколькодневной практикиNinjutsu, оказался в послереволюционном Киеве. Имея этот бесценный опыт, отдельно замечу, что мастера ninjutsu, мне кажется, не должны весить центнер, быть в обхвате как пушкинский дуб и одеваться в контрастное.

 Короче, к зиме 2014го я изрядно проголодался по семинарам. Спасибо Игорь Шмыгин за тот весенний семинар во Львове, на котором я впервые с ним познакомился лично. Вдохновленный айкидо Игоря Юрьевича, я поехал в Kyiv, Ukraine на семинар к испанскому учителю, в надежде, что это была просто крымская жара, теперь-то будет настоящее Айкидо.

Дальше события развивались, как в той бородатой шутке с bash.org про парня, снова сошедшегося с бывшей женой: “в первую ночь вспомнил, почему женились. На первое утро – почему развелись”.

Семинар начался in absentia. Другими словами, дух мастера был с нами на татами, а самого мастера не было. Он опоздал. Иногда мой учитель забывал приносить портрет Основателя в додзё, потом, когда эту почётную обязанность перекинули на меня, портрет забывал уже ваш покорный слуга. Когда в зале появлялся наш додзё-тё, он грозно спрашивал что-то вроде: “Где отец?” Ответом служило дружное: “в наших сердцах”. Вот примерно так, ощущая незримое присутствие сенсея в раздевалке, мы выполняли кокю хо. Я так понимаю, что это – единственная техника, которую он доверяет делать своим ученикам без присмотра. Кокю хо на его семинарах может длиться 15-20-30 минут. Но, как я уже сказал, связано это скорее с его опозданиями и неспешным отношением к появлению на татами, а не с любовью к традициям.

Экзамен, на котором я снова имел несчастье асситировать, проходил по той же схеме (ну разве что за пивом не посылали зрителей, как в другом киевском клубе на другом экзамене… нет, не в “Макото” и вообще вовсе даже не в ФАУ, а наоборот), что и в Крыму. Скучающий сенсей, стол,болтовня экзаменующихся, вопиющие ошибки, все сдали.

Пельмешку?

Когда мне говорят о волнении перед аттестацией у этого мастера, я не скрываю улыбки. Не волнуйтесь, вы обязательно получите очередную степень, независимо от того, как вы делаете коте маваши, как страхуетесь на кошинаге. Как дышите (или не дышите). Главное – сдавайте.

Тут пытливый читатель может вспомнить про название статьи и поинтересоваться: “А где же киевский Gay Pride?” Итак, про традиции. У этого мастера есть две неприятные лично мне привычки. Во-первых, на всех трех семинарах, где я был, он не стеснялся оскорблять всех участников семинара разом по принципу коллективной ответственности. Может быть, кому-то этого не хватает, и он именно для этого приходит на семинар. Чтобы быть униженным и оскорбленным. Такие практики имеют право на существование, почему нет. Во Львове для этого есть целое кафе! Но фразы в духе: “вы все идиоты!” и “что вы двигаетесь, как геи?”, которые этот человек себе позволяет произносить вслух на семинаре, обращаясь к людям, которые пришли к нему учиться искусству Мира и Гармонии, возможно, неуместны в контексте тренировки. Я уже сравнивал этого шихана с Угвеем. Так вот, это злой Угвей. А как по схожему случаю сказала несравненная Tetyana Kryzhanivska, именно отношение мы и“считываем” у мастеров на татами, именно все эти малозаметные и неочевидные вещи влияют на наше собственное поведение в айкидо-сообществе. Ученик всегда в состоянии “готов учиться”. Это его ментальная установка a priori. На семинаре шихана все мы – ученики. Во всяком случае, так нас воспитывают. И я думаю, что ответственность шихана – своим поведением вдохновлять людей становиться лучше. Это осознают все японские мастера без исключения, на чьих семинарах я имел честь побывать: Тсурудзо Миямото, Арига Канаме, Таканори Курибаяши, Ясуо Кобаяши,Хироаки Кобаяши, Йосуке Аракава, Моритеру Уэсиба, Мицутеру Уэсиба, Сейсиро Эндо, Тоширо Суга (кстати, всех зову воспользоваться случаем и посетить его следующий семинар во Львове: Toshiro Suga Shihan seminar. Lviv). Всегда индивидуально, всегда с уважением к человеку и его достоинству. Даже если он делает ошибки, даже если ученик испытывает мастера, даже если уже мастер наказывает ученика. Я вообще ни разу не слышал массовых оскорблений или таких странных гомофобских замечаний из репертуара рюмочной на вокзале конца прошлого века на семинарах других мастеров Айкидо. Как японских, так и европейских.

Во-вторых, я абсолютно уверен (и мои знакомые, бывавшие у него на семинарах за границей, это подтверждают), что в Европе этот человек так себя не ведет. И вот в чем тут, как мне кажется, дело. Такое поведение в Европе не просто недопустимо, но еще и потенциально уголовно наказуемо, в Украине же с этим все намного печальнее: нет внешнего авторитета, и в итоге мы получаем такое. То есть это у него явно отношение ко всем людям на татами в Украине. Я лично думаю, что и не только в Украине. Что имея такую степень и такое количество последователей, человек просто расслабился и “отпустил вожжи”. Учителя с кнутом уже нет, дисциплинировать его некому. Есть видео с фестиваля “Белые ночи” в Питере, где он ассистирует своему учителю. И это другой человек. Прошли годы, учитель ушёл. Жерар Блэз, кстати говоря, после смерти своего учителя, заметил, что теперь считает для себя авторитетом Основателя и учится напрямую у него. У кого учится герой этого очерка после смерти мастера – загадка.Расслабон вошел в привычку. А с привычками, как пишут в Hagakure, очень сложно бороться.

Я считаю, что это – стеб создателей над никё. А вы как думаете?

Конечно, на мои замечания можно возразить в том плане, что вежливость и уважение к ученикам – не самое главное в БИ, что “зато он какого мастера ученик!” и прочее. В конце концов, я и сам бывал на семинарах, где мастер мог остановить тренировку и наказать организатора, или поинтересоваться, почему все тренируются, а организатор стоит у штатива “в гражданском”, или даже покарать занимающегося чуть более сильным атеми (броском). На полчаса в сейдза посадить опоздавшего, как любит делать Эндо-сенсей. И учителя там показывали класс, и семинары были динамичными, а экзамены захватывающими (помню, как выгоняли всех “лишних” с экзамена Christian Tissier Shihan, а мы подглядывали в замочные скважины). Но в том- то и дело, что ничего этого нет и в помине на семинарах “злого Угвея”. Именно его устало-презрительное, вальяжное поведение и считывают ученики. Именно его пренебрежение к партнеру, к этикету, вежливости и наблюдается на экзамене. В youtube.com есть (скандальное?) видео с названием: “Dan test Aikido. Seminar … Kiev 14.12.2014”. Посмотрите, пока не удалили. Да, есть отличные, замечательные айкидоки в Украине, которые гоняют на его семинары и регулярно аттестуются на даны под его руководством (зачем они это делают во многом не “благодаря”, а “вопреки” – вопрос отдельный). Со многими из них я имел честь тренироваться на татами. Только вот если тебе дали степень за то, что ты потел-пыхтел и старался, а еще двадцатке дали ту же степень за то, что они никё и кайтеннаге делать не умеют. И еще заплывшему жиром дядьке с лицом Пшонки дали степень за то, что у него чуть не припадок на экзамене произошел, и его просто унесли в середине аттестации, потому что у него нет ни физухи держать темп, ни навыка этот темп подстроить под себя…Через пару лет никто не будет помнить, как ты такой выдающийся “всех наказывал на татами”, как круто ты делал футаригаке / саннингаке рандори и букиваза. А помнить будут сидящих вполоборота, болтающих и перекусывающих экзаменующихся,прогулки по татами во время экзамена. Замерзшего айкидоку , нацепившего зипун. Прыжки через оружие, подсказки из зала, халтурные техники у 95% сдающих и общее благостное настроение после экзамена.

И я могу привести контр-пример европейского учителя, который оказал как-то нам честь и уже после аннексии Крыма приехал провести семинар для своих учеников в Украину (Львов). Он тоже ассоциируется у меня с Угвеем (да простит меня читатель). Только это хороший Угвей. Он ходит по татами, грустно смотрит на ошибки, терпеливо вздыхает и крайне вежливо поправляет всех учеников. Он тоже уже не молод, но в его техниках присутствует то самое “Ки”, которое в АйКИдо. Он может организовать тренировку так, что все работают в поте лица, он по-европейски супер-корректен и при этом в меру строг. Это – Louis Van Thieghem. И очень характерно, что именно один из “учеников” нашего злого Угвея причастен к убогой, уродливой и некрасивой истории по срыву семинара Луи-сенсея в Харькове в 2015м году. Это насчет “считывания отношения”.

После прошедших “дней злого Угвея” в Киеве мне возразят, что, мол, нет, огромное количество людей не сдало на последней аттестации. Но видите ли, что получается. Когда год за годом на экзамене сплошным потоком сдают все, не зависимо от поведения на татами и знания техник, а иногда случается год, когда валят 100% экзаменующихся – это лишь подтверждает мою мысль.

И я там был…

Нет у этого человека никакого ясного взгляда на развитие Айкидо в Украине. Ему оно и не надо. Нет системы и логики в экзаменах. Это вопрос настроения, а не вопрос аттестации достойных и коррекции ошибок у недостойных. Как в России все зависят от настроения одного человека, так и в этой украинской сети клубов ваш экзамен зависит от настроения мастера. Стоит ли ставить на кон своё личное развитие в БИ при таком наставнике – вопрос открытый. Хотя шансы сорвать куш и “на дурочка” проскочить аттестацию есть, не спорю. Но мы же взрослые люди и всё понимаем в этой схеме?

P.S. Ходить без хакама и штанов в одних трусах перед камидза на глазах зрителей и учеников. Уровень!

P.P.S. Раз за разом удивляюсь, как точно его ученики запомнили отсутствие разминки на семинарах. Вот уж действительно, ученик в первую очередь перенимает всё плохое в учителе.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: