Примерно год назад директор одного львовского исправительного учебного заведения ошарашил меня диким заявлением, что ему, мол, как и всему руководящему составу тюрьмы школы, уже несколько лет хочется посмотреть на мою драку с руководителем секции карате. На очевидные уточняющие вопросы (кто будет прятать труп, отвлекать полицию, как это вообще пришло в голову интеллигентному человеку) он промямлил что-то невразумительное. Но осадочек, как в известном анекдоте, остался. Интернет-хайп добрался и до Львова. Наверное, всему виной поток соответствующих роликов в ютубе. Сначала это был айкидока среднего (во всех смыслах) уровня из Martial Arts Journey, но теперь вот и Щиракава Руиджи-шихан выпускает странные промо-клипы про айкидо и ММА.
В духе модных в последнее время диалогов представителей современных ММА (Mixed Martial Arts) с представителями Айкидо, мы встретились, так сказать, за чашечкой кофе, с Олегом, бойцом одной из украинских промоций в смешанных единоборствах. И вот что получилось.
За жизнь
О – это Олег. Проф. боец ММА. Опыт Айкидо Йосинкан – 8 лет.
Я – это я. Опыт Айкидо Айкикай – 15 лет.
Я: Привет, Олег!
О: Привет. Асоціація Шкіл Айкідо Айкікай – це твоє ?
Я: Я руководитель, да.
О: Який у вас напрям ?
Я: Айкидо Айкикай. (Очевидно же)
О: Давай перед тим як я продовжу – я уточню, що це не перший раз, як я пробував ось так контактувати на цю тему з айкідоїстами.
Я: На какую тему ?
О: На тему дієвості самозахисту у школах айкідо.
Якому самозахисту ви вчите ?
Я: Ты – миксфайтер?
О: Боєць MMA.
Я: То есть ты по правилам за деньги бьешь других людей?
Я уважаю как силу социальных и политических убеждений, так и готовность человека приносить свое здоровье на алтарь победы и жертвовать здоровьем за деньги, если что. Мы в таком мире живем. Просто чтобы ты не думал, что типа я смотрю там с высока или что-то такое. Ты спортсмен – я это уважаю. В чем вопрос?
О: Давай так. Органцізація твоя. Я планував зачіпити [критикой айкидо – прим. ред.] загалом айкідошніків, а не когось особисто.
Я: Ну, чувак. Скорее всего, я буду готов под половиной твоих претензий подписаться. Но это ж не значит, что айкидо плохое. Тем более, что (улыбается) мы не имеем отношения к Йошинкан, а львовское айкидо много лет до 2014 было преимущественно Йошинкан. У нас же немного другой профиль: фехтование плюс работа без оружия. И лично меня вполне устраивает существование бокса, миксфайта, крав-маги и прочего. Я сам карате занимался и FMA, у меня ученики каратисты и боксеры.
О: А вот тепер стає цікавіше.
Я: Это ж просто как предпочтения в машинах или женщинах, разным людям в разные этапы жизни интересны разные виды БИ.
О: Я завжди з повагою ставлюся до спортсменів і принаймі до тих хто має хобі.
Я: Аналогично.
За самооборону
О: Как ты относишься к этому ? Ты считаешь это рабочей самообороной ?
(Протягивает телефон)
Я: Я посмотрел 40 сек, чтобы ты не ждал 7 минут. Я буду исходить в своем ответе из того, что ты спрашиваешь искренне, не имея никаких иных мотивов (то есть как будто в сети нет целенаправленной кампании по дискредитации айкидо со стороны ММА-тусы).
На видеo я вижу тенкан. Это основное движение из айкидо, призванное передать суть айкидо (присоединение и кооперация вместо конфликта). Нет, это не действующая самооборона. Это – изучение принципа (достаточно сценарного).
(курит, ругается матом смотрит дальше, потягивая кофе)
Мне не нравится бесконтакт. Но я и этого человека с видео вижу первый раз. Я бы не поехал к нему на семинар и не повез бы учеников.
Я от такой манеры исполнения по форме стараюсь уклоняться
Но встречный вопрос: что не нравится тебе? Форма или содержание?
О: Моя неприязнь базируется на том, что меня 7 лет гоняли по базам. А в первом же спарринге мне навешали люлей. И, к сожалению, был я в двух органициях в моём городе. Работают они одинаково. Как я понял – это йосинкан.
Я: Да, это они. Работают они одинаково. Я не возьмусь утверждать, будто в любой айкикай организации иначе. Тут все зависит от учителя.
О: В чём отличия от твоей организации?
Я: Мои ученики не будут стесняться “вешать люлей” (улыбается). Те, кто пришел за этим. Но ведь ты ушел в ММА зачем-то? Может быть через 7 лет ты понял, что айкидо – не твое?
О: Через 7 лет. А через 3 года в ММА стал чемпионом Украины. Сейчас я занимаюсь ММА вот уже 7 лет. Зарабатываю на проф боях за границей. Разве самозащита не должна приносить плоды уже через год-два тренировок ?
Я: Это не в плюс львовскому айкидо. Мне кажется, честный инструктор увидел бы это раньше и сказал бы тебе раньше. 7 лет это, на минуточку, 2 дан, то есть тебя реально доили семь лет на лаве (улыбается). Обычно в айкидо базовые техники – это 5 лет или до черного пояса (немного иначе, нежели в карате или дзюдо), а потом должна быть свободная работа, контр-приемы, удары, нападения и вот это все оружие в полной мере, не забудем. Но это все от учителя зависит. Немного как крав-мага.
Я бы предложенное тобой видео рассматривал как иллюстрацию посредственного айкидо, и не более. Но это мой взгляд. Есть другие люди на планете, и им неинтересно выигрывать матчи или даже драться. Им интересно давать силу, присоединяться к силе, перенаправлять силу. Такая контактная импровизация или танго, если угодно, в японской одежде. Кому-то интересно лапшу вешать на уши ученикам, и мы оба с тобой знаем таких.
О: Ну да, есть такое. В ММА такого нет.
Я: Я бы вообще отделил в нашем разговоре спортивные единоборства от самообороны и традиционных единоборств. И если бы людям было легко систематизировать эти вещи, в сети, в личном общении между спортсменами было бы меньше флейма и агрессии. Конечно, если ты хочешь быть чемпионом и зарабатывать боями – то тебе не нужно айкидо. Тебе нужно тренировать эффективные связки, выносливость, кардио (делает глоток кофе) и тд. Тут нет предмета для спора даже.
О: Спортивные единоборства можно использовать для самообороны. Традиционные можно ?
За Крым и за Майдан
Я: Конечно. Спортивные можно использовать, традиционные можно использовать. Можно изучить газовый баллончик, и использовать его. Все зависит от человека. Вот ты в майдан что делал?
О: Сидел в универе.
Я: Молодец. А я тренировал группы самообороны демонстрантов. Это самооборона или нет? Да, никого не нокаутировали, но применяли техники айкидо.
О: Есть примеры того что вы учили?
Я: Ну, ты можешь верить – можешь не верить. Мы говорим о вариациях исполнения базовых техник айкидо. Кириотоши, иккё, санкё. Наверное это иккаджо-санкаджо, а как в Йошинкан кириотоши называется – хз. Кстати, не могу не заметить, что в итоге по этим делам не только никого не закрыли, но даже никто не умер. В отличие от двух других эпизодов в Симферополе, когда с сепаратистской стороны (если верить русским оккупантам) убили двух демонстрантов.
О: Стойка ваша. “Камає” – ноги на прямій лінії. Серйозно ? Руки перед собою, а не біля підборіддя. Смішно.
Я: Камае – ну это учебный момент, это как дзенкуцудачи в каратедо. Никто на самом деле так не стоит. Просто нужно как-то фехтовальную стойку объяснить и закрепить, потом это должно пропасть. Почему так стоят в йошинкан, с растопыреными пальцами этими (растопыривает пальцы) – для меня такая же загадка, как и для тебя.
(Протягивает телефон)
https://www.youtube.com/watch?v=DlLb__ewMW0&t=60s
Вот техники анареста. Это не базовые , но видна база.
О: В ММА все новички боятся получить по лицу. У них это проходит с опытом. Как у вас ? У вас же нет кап, шлемов и перчаток ?
(Смотрит видео)
Я: (Улыбается) По жизни все боятся получить по лицу до первой драки.
Это и в кике, и в карате, и в боксе тож все боятся получить по лицу в первый раз. В ножах все боятся первого удара деревяшкой в тело. Это нормально. У нас есть пятнашки и отработка ударов из карате. Пятнашки достаточно травматичные , много людей уходят, потому что там техники из айкидо, а на противоходе котегаеши – это не то же самое, как когда ты руку даешь и ждешь. Но если ты оденешь шлемы и перчатки – это уже уберет кучу эффективных моментов из айкидо. Это как кудошники в пах и в голову не то чтобы сильно боятся получать.
(Протягивает телефон)
https://www.youtube.com/watch?v=-fmxaCVRUvM&t=4s
Про навыки безопасного падения тебе должно быть приятно (улыбается). Но на демо это спасает жизни (тетка в симфере умерла от падения головой на мрамор, да и с вашим братом-ммашником это бывает, когда вырубаете кого на улице, а он ложится головой на бордюр).
За улицу и бои ММА
О: (смотрит задумчиво) Head injuries can be avoided. Как раз про это вспомнил. Был случай когда я вырубил на улице быдлана, и он улетел головой в сторону скамейки. Хвала везению – не долетел. У меня тогда руки начали труситься, от мысли: ” а если бы долетел”. ММА очень травмоопасно. Спорить с этим будет только дурак.
Я: Наши пару раз бросали людей головой в брусчатку и сами же ловили потом, потому что люди падали не так, как это айкидоки на тренировках делают. Приходилось руку подкладывать на манер подушки.
О: Падать надо уметь (улыбается)
Я: Надо понимать последствия своих действий (улыбается). У тренера должен быть опыт в том, что он преподает. Айкидо – это красивое -очень!- боевое искусство, основанное на фехтовании холодным оружием и любви к японской культуре. Его можно использовать для самообороны. Но вряд ли оно нужно в ММА или соревнованиях.
Тут нечего делить, это как спорить из-за музыкальных стилей.
Применение же в самообороне зависит от других аспектов. Прежде всего: готовность конкретного человека применять свои навыки. Это психологический аспект (задумывается). Это за рамками вида БИ. Как ты сам сказал: если человек боится бить и боится ударов… ну, тут не до самообороны.
Я всегда обсуждаю с новичками, зачем они пришли и чего хотят. Кто хочет самообороны, я уточняю, насколько это срочно. Если это срочно – я даже на бокс не буду отправлять. Пусть за балоном идут и травматом, если могут его оформить.
О: Вот ты говоришь: ”но вряд ли оно нужно в ММА или соревнованиях”. Если айкидо работает, тогда почему его не используют ?
Я: Но послушай, в UFC есть правила же?
О: Да. есть
А: Один мой товарищ, любитель рыбалки мой знакомый – 2 дан айкикай из Ужгорода – ушел в ММА. Я был приглашен на один из турниров по смешанным единоборствам во Львове. Там был эпизод, где 1 боец выполнил в партере котегаеши на стопе другого бойца. Хруст сломанного сустава стоял на весь зал. Надо было видеть лица всех этих обывателей, пришедших поглазеть. К этому зрелищу они явно не были готовы (улыбается). Так вот, мастер котегаеши был дисквалифицирован, а его жертва – ну, видимо, поехала на 6 месяцев на реабилитацию. Как мне с возмущением пытались объяснить, котегаеши на ногу в ММА запрещен. Как и сакнё и кокюнаге при захвате сзади. Что мешает тебе кокюнаге использовать при захвате сзади, кроме правил? У вас все валятся на спину, никто не бросает противника вперед через голову. А это ж даже не чисто айкидошная тема. Это и в дзюдо есть , и в борьбе. Болевой на лучезапястный сустав (санкаджо в йошинкане?) Даже в ММАшной перчатке должен сработать при гильотине?
Я про теорию сейчас, ты поправь, если есть какие-то практические моменты (ну типа мы оба согласны, что джеб сработает, если нет блока).
О: Может сработать. Но в такой ситуации запястье никто ловить не будет. Вяжется целая рука. В ином случае – шквал ударов в бубен). При гильотине не получится.
Я: Ну, если в пах пробить, то шквала ударов можно избежать, да и при четком контроле не достать. Я не буду спорить, возможно на твоем уровне от гильотины не получится. Как от нельсона надо или очень вовремя делать сокумен, или уже поздно. Я не про удар и санкё, конечно, а про удушающий сзади и санкё.
Мне кажется, ответ на твой вопрос кроется в том же, в чем причина того, что в кудо отрабатывали связку из двух ударов рукой и одного удара ногой лет 10 назад (не знаю, как сейчас). Что просто есть некоторая статистическая вероятность того, как будет развиваться бой. Потому что все-таки правила. И есть острая необходимость отработать самые важные и проходные комбинации под конкретного бойца. Ну там кто-то лучший ударник, кто-то лучший борец. Вы же не думаете, что противник достанет нож. Или арматуру. Или балон. Что их будет двое. Что из-за угла выйдет патруль. Или друг с огнетушителем (улыбается). Что он ударится головой и его мозги вытекут на асфальт, а бой продолжится в виде уголовного дела.
О: Вот я часто вспоминаю ересь, которую говорил наш сенсей. “Если сели сверху и бьют, нужно поймать руку соперника и сбросить его с себя”. По-айкидошному.
(Показывает фото)
Я:(смеется) Ну это бред. “Поймать руку”. Всё, можно уходить.
За Айкидо
О: Ну впечатление у меня от нашей беседы хорошее. По крайней мере я кое что понял для себя. Но есть момент. Давай я буду озвучивать тезисы об айкидо (достаточно распространенные), а ты – их комментировать.
Я: (азартно) Давай!
О: Погнали. Це звичайна театральна хореографія.
Я: Очень красивая, особенно под музыку. Эстетический момент плавных круговых движений и японского фехтования привлекает многих , кого никогда не привлечет что-то менее элегантное.
О: Почнемо з найголовнішого. Айкідо не навчить самозахисту і не будуть тримати тіло у чудовій формі.
Я: Это зависит от каждого конкретного ученика. Мы можем только показать и объяснить/исправить ошибки. Если человек не хочет отрабатывать техники – они не будут работать. Сколько раз ты наносишь удар в грушу за тренировку? Столько же (даже больше) нужно нарабатывать техники.
О: І коли я записався у секцію мма і став у перший у своєму житті спаринг – я боявся ударів і сам не зміг вдарити.
Я: Это вина учителя. За 7 лет этому можно было научить. Я этому научился к 5 кю.
О: В них принцип один “я використаю твою енергію проти тебе” і покладу лице в низ.
Я: Основной принцип в айкидо.
О: ”Ти візьми мене за руку, а я тобі її скручу” чи “ти вдар шоменучі (удар який в реальному житті ніхто не використовує). Це все лише гарний театр.
Я: Так и есть – это сценарные отработки принципов айкидо на заведомо безопасных атаках.
О: І друга важлива тема. Секції айкідо мають явні ознаки секти. У всіх ОБОВ’ЯЗКОВО має бути нашивка у вигляді емблеми школи (безкоштовна реклама).
Я: У нас такого нет, и я такого не видел ни в Японии, ни в рашке, ни в Литве, ни в Румынии, ни в Испании, ни в Болгарии. Есть такая старинная традиция в самурайских семьях с нашивками на кимоно (не доги), но нашивки в айкидо – это или дроч на самурайство (а никто в наших странах не является самураем по определению), или заигрывания с национализмом (когда национальные флаги нашивают), но это уже как и в олимпиаде, вопрос не к Айкидо.
О: Чітка ієрархія “сенсеїв” “семпаїв” і інших вельми шановних осіб.
Я: В иерархии есть и плюсы: семпай существует не сам по себе как дед в армии, он существует относительно кохая – новичка, которого семпай обязан ввести в курс дела и помогать в обучении весь период. Без “кохая” (новичка, о котором он заботится) понятие “семпай” лишено смысла. Сенсей же по-японски – это любой учитель, профессор, доктор, журналист, писатель и вообще человек, у которого кто-то учится или от которого что-то надо.
О: І щоб піднятися по ієрархії необхідно що? Правильно. Заплатити. Гроші це основа таких шкіл.
Я: Рыночная экономика, государство и спонсоры не поддерживают айкидо из-за отсутствия соревнований, аренда стоит денег (часто больших, если хочется хороших условий). Это не очень честный аргумент со стороны представителя ММА.
О: Хочеш тренуватися – плати членські внески.
Я: Это зависит от организации. У нас, например, их нет, и мы боремся с другими организациями в УА за их отмену. Люди итак небогато живут.
О: Хочеш відвідати семінар – плати внески.
Я: Это не всегда так. Малоимущие (и в случае нашей организации, созданной беженцами и переселенцами, социально незащищенные не платят за семинары, которые мы организовываем)
О: Хочеш здати екзамен на вищий “к’ю” – відвідай платний семінар і заплати за атестацію.
Я: Аттестация действительно платная, но это и время учителей тоже. За экзамен в институте Гёте, Норёку Сикен или TOEFL тоже платят.
О: Не здав атестацію? Повторно відвідай платний семінар і повторно здавай платну атестацію.
Я: Это не должно быть так. В Айкикай деньги за проваленный экзамен возвращаются, а посещение семинаров не связано с допуском к аттестации.
О: Максимум користі від цих шкіл “єдиноборств” це:
1. Навчишся рахувати до десяти на японській
2. Це не погана фізкультура для дітей.
3. Навчає дітей організації і відповідальності у справі відвідувань занять.
4. Зимою підсковзнувшись на льоді – ви з більшою ймовірністю правильно впадете.
Я: И слава Богу (улыбается), если больше ни для чего не пригодится
О: Что на счёт денег ? Окей. Семинары. Сенсеи из других стран. затратно. Но екзамены ?
Я: Вот ты – боец ММА. У тебя есть тренер? Он же на зарплате? За реабилитацию тоже кто-то платит?
О: Да. У нас же не коммунизм (улыбается).
Я: Аминь. Вот смотри. Если человек хочет совершенствовать свое понимание айкидо – стоит найти хорошего мастера и посещать его семинары. Можно и не посещать. Но результат будет иной. Семинары – это как спортивные сборы или, блин, я не знаю… если бы ты прознал про крутого тренера по ММА, и твой был бы не против.
Но, конечно, семинары не должны влиять на продвижение в айкидо. Они и не влияют, вообще-то. Повторюсь, я не отвечаю за Йошинкан, у нас другая “секта” (широко улыбается). Это как семинар для разработчиков ПО или курсы экстремального вождения. Интересно, но не обязательно.
О: Значит мне надо быковать к йошинкану (улыбается).
Ибо это реально обдираловка.
Я: А экзамены – ну, в школе тоже экзамены. Если есть соревнования – это Этап в жизни спортсмена. Победа или поражение. Когда нет соревнований – без регулярных челленджей в виде экзаменов не будет никакого роста. Если экзамен привязан к посещению семинара – это откровенный money grab. У нас бывают экзамены в последний день семинара, такое да. Но на экзамен можно прийти даже тем, кто не был на аттестации. И сдать (и сдают успешно). Это часто организационный вопрос. Конечно, если, скажем, я хочу сдавать на степень дан какому-то конкретному человеку, а он меня не знает, заглянет мне в паспорт и увидит, что я никогда не был на его семинарах, он может отказать просто потому, что вообще меня видит впервые в жизни. Есть такой японский замут с отношениями “ученик-учитель”. Но если чел тренируется в УА регулярно и сдает в УА (за что топит наша организация), то лично я и другие инструкторы нашей организации считаем, что отказывать в экзамене из-за непосещения (платных) семинаров – это абсурд.
Мы еще немного поболтали, и Олег ушел. А я допил кофе и с тоской подумал, что похожий на состарившегося хромого Пушкина тренер по карате так и не привел приговор (“вытяну тебя, сопляк, за уши, из зала”) в исполнение. Однако мой новый знакомый тренер по борьбе как раз накануне обещал развлечение не хуже (там были слова “по-мужски” и “на улице”). Лично я заинтригованно жду.