Как столь технически сложная система могла развиться в изолированной сельской местности Ивама, если ее создателем был Морихиро Сайто?
Я всегда чувствовал, что вопрос происхождения “Ивама Айкидо” является крайне сложным для всякого, кто прикасается к истории современного айкидо. Для тех, кто не знаком с предметом статьи, поясню, что Ивама – это небольшой городок в префектуре Ибараги, куда Морихэй Уэсиба перебрался во время войны. Там Основатель официально проживал до самой своей смерти в 1969 г.
То, что принято назвать “Ивама Айкидо” – это обширная техническая система обучения, состоящая из техник тайдзюцу, айки кен и айки дзё. Тайдзюцу само по себе включает в себя порядка 600 техник. Добавьте сюда разнообразные субури с оружием и парные практики, и вы получите более 1000 различных форм.
Этот учебный план является намного более сложным, чем планы Йошинкан, Айкикай или Ки Айкидо Коичи Тохея в период перед его уходом из Айкикай. Именно эти три системы (а вовсе не айкидо Основателя) заложили основу для стилей айкидо, распространившихся за пределы Японии после Второй Мировой. Я вовсе не хочу сказать, что система обучения Ивама превосходит три другие. Однако она значительно отличается как по содержанию учебного материала, так и по его объему.
Справедливо будет задаться вопросом: а как столь сложная в техническом плане система могла возникнуть в изолированной сельской местности Ивама? Действительно ли такой человек, как Морихиро Сайто мог создать что-то подобное? Сайто мог похвастать лишь средним образованием да непродолжительной работой в Токио на компанию Japan Railways. Первые 46 лет своей жизни он провел в городке Ивама и его окрестностях. Его знакомство с дзюдо и карате в подростковом возрасте было кратким и поверхностным. Основное событие, оказавшее влияние на всю его жизнь – это ученичество под руководством Основателя, которое началось в 1946 году.
Многие намекали, что Основатель был несколько небрежен в своих методах обучения. И при этом за годы его жизни в Ивама появилась выдающаяся и обширная методика обучения боевому искусству.
Стоит отметить, что Морихэй Уэсиба прожил в Ивама с 1942 по 1955, после чего старался разделять своё время между Ивама, Токио и районом Кансай. Сайто-сенсей всегда утверждал, что Основатель преподавал в Ивама иначе, нежели в других местах, потому что в додзё (которое было пристройкой к дому) он мог учить каждый раз, когда подобная мысль приходила ему в голову. Сравним это с тем фактом, что появления О-сенсея в Айкикай Хомбу (Токио) в последние годы его жизни были спонтанными и непредсказуемыми. Нерегулярное расписание тренировок в Токио делало невозможным преподавание какой-либо технически сложной системы в столице. Более того, старое додзё в Токио было относительно небольшим и не допускало возможности проводить тренировки с оружием. Чего нельзя сказать о сельской местности Ивама, где полно открытого пространства. Также следует учитывать, что в конце 50-х и начале 60-х Айкикай мог похвастать избытком опытных инструкторов, которые проводили регулярные занятия.
Тогда каковы возможные причины возникновения Ивама Айкидо? Я вижу три вероятности: (1) В Ивама Морихей Уэсиба на самом деле преподавал технически богатую систему боевых искусств, включая работу с оружием; это продолжалось в течение длительного периода времени, а ведущим учеником был Морихиро Сайто, который постарался передать методы преподавания Основателя практически без изменений, ничего не добавляя и не убирая. (2) Сайто взял за основу плохо организованный учебный план айкидо, который узнал от Основателя и самостоятельно, без внешнего влияния, разработал сложную систему обучения, которая существенно отличается от всего, чему учил Основатель. (3) Благодаря длительному ученичеству под руководством Основателя, Сайто обрел глубинное понимание айкидо и систематизировал всю полученную информацию в современную, выдающуюся в педагогическом отношении систему. Третий вариант кажется мне наиболее вероятным. Если уважаемый читатель видит иные возможности, если я упустил из виду какие-то детали, то прошу откликнуться (в статье или комментариях).
Было время, когда я сомневался в том, что существует какая-то сильная связь между Ивама Айкидо и учением О-сенсея (из-за очевидных различий в манере исполнения техник). Своё мнение я основывал на демонстрациях Основателя, которые всем нам доступны благодаря документальным фильмам об Айкидо, снятым в последние годы его жизни. Он демонстрирует очень ограниченный набор техник, многие исполняются при минимальном контакте с уке. С другой стороны, айкидо Сайто-сенсея было точным, сильным, разнообразным с технической и боевой точек зрения.
Однако, я был вынужден пересмотреть свое отношение к этому вопросу после того, как обнаружил руководство “Будо” 1938 года за авторством О-сенсея, где на ряде фотографий представлены ключевые техники как раз в такой манере исполнения, которую позже демонстрировал Сайто-сенсей в Ивама. Позже я нашел еще более 1000 фотографий (серия “Нома додзё”), сделанных в 1935 году. Эта находка также подтолкнула меня к пересмотру своей первоначальной точки зрения. Фотографии серии “Нома додзё” хранят память о сотнях техник Основателя в период изучения Дайто-рю айкидзюцу. Только истинный мастер боевых искусств мог овладеть столь удивительным набором навыков.
Большую часть технических и методических знаний Ивама Айкидо Морихиро Сайто изложил в своей серии книг “Традиционное Айкидо”.