ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

В середине 1990-х меня занесло с курсом айкидо в сеть начальных школ Остина. В каждой из них я должен был преподавать айкидо 1 раз в неделю в течение 6 недель. Кто-то из детей потом стал регулярным учеником в моём додзё, но в общем и целом у меня было 6 часов, чтобы передать детям что-то осознанное, полезное и по-настоящему ценное. Тогда я не верил, что у меня получится. Поэтому чуть было не отказался от этой возможности.
Я слышал историю о вызове, который как-то раз был брошен О-сенсею в его додзё. Если не ошибаюсь, в зал зашёл некто с каким-то даном в чём-то. Он хотел проверить Основателя, который, якобы, отказался от поединка, но предложил сразиться с одним из своих учеников. И указал на новичка, который подметал пол. О-сенсей отвёл его в сторону, проинструктировал, и тот с легкостью победил нападавшего. Который без промедления присоединился к ученикам О-сенсея.
Что же такого сказал О-сенсей? Даже если эта история носит апокрифический характер, она бросает вызов нашему здравому смыслу. В самом лучшем случае, мы можем принять следующую трактовку: “Нет, ты не можешь сразиться со мной, но можешь сразиться с новичком, у которого, тем не менее, есть ключ к пониманию.” Что это за ключ?
Эти размышления привели меня к формулированию того, что я называю “Синтаксис Айки.” Я предполагаю, что все успешные айки-взаимодействия развиваются в четырёх ясно различимых фазах. Они должны происходить в должном порядке, и при правильном исполнении, одна естественно и неизбежно ведёт к другой.
Более того, если мы сосредоточимся на этих фазах, можно забыть о техниках (как их преподают в айкидо-додзё). Придерживаясь корректного порядка этих четырёх фаз, мы получим спонтанное и органичное воплощение всех стандартных защитных форм. Следует также иметь в виду, что это не продвинутое айкидо (что-то, что можно начать изучать только после многих лет базовых упражнений). Это и есть базовые упражнения. Фундаментальное айкидо. Этому следует учить новичков как можно раньше. Если человек способен следовать простейшим инструкциям, то у него не должно возникать особенных проблем с jiyuwaza или randori  после первого же дня тренировок.
Это в полной мере относится и к детям. Опытные зрители часто с удивлением наблюдают появление ikkyo, sankyo, shihonage, всяческих форм kokyunage и sudori, даже kaitennage там, где их и быть, вроде бы, не должно: у людей, которые не изучали эти формы. Каждый раз, когда я провожу семинар, я пользуюсь возможностью, чтобы проверить свою теорию. И пока что все эксперименты завершились успешно. Другими словами, Синтаксис Айки – это то магическое зёрнышко, из которого прорастёт гигантский стебель Айкидо, который позволит Джеку сразиться с гигантами.
У Синтаксиса есть два аспекта, две стороны: для tori и для uke, для защищающегося и нападающего, берущего и дающего.
Вот эти четыре фазы:
Синтаксис Айки: Тори
•Открыть
•Слиться
•Заземлить
•Отпустить
Синтаксис Айки: Уке
•Искать
•Схватить
•Обезопаситься
•Вернуться
 
Мы подробно рассмотрим каждый из этих этапов, пока же обозначим лишь пару моментов.

  1. Наш процесс цикличен, а не линеен. Поэтому “отпустить” автоматически перетекает в “открыть”,  “вернуться” ведёт к “искать”.
  2. Это не дискретные этапы, но накладывающиеся одна на другую концепции, которые реализуются в ходе взаимодействия. Фазы описаны через доминирующую характеристику, но каждый элемент присутствует во всём цикле. Например, открытость пространства определяет начальную стадию, но открытость продолжается и в слиянии, и в заземлении, и в отпускании. В то же время, все эти категории присутствуют в фазе открытия.
  3. Ни одну из этих фаз не стоит навязывать силой. Каждая должна естественным образом случаться в своё собственное время. Если процесс “забуксовал”, может быть необходимо вернуться к началу.
  4. Роли уке и тори подвижны и взаимозаменяемы. Если вы притягиваете к себе силу, к вам применим Синтаксис Тори. Но если вы устремились к цели, если (пусть всего лишь вначале) вас втягивает против вашей воли, значит вы действуете как уке. 

Если отвлечься от различий, мы увидим, что перед нами – общий синтаксис:
•Открыть/Искать
•Слиться/Схватить
•Заземлить/Обезопаситься
•Отпустить/Вернуться
Ну и не стоит цепляться к терминологии. Я выбрал слова, которые могут быть удобными для выражения мысли при тренировке. Но, например, на детском занятии я скорее скажу что-то вроде: “Прежде всего, уйдите в сторону от атаки. Потом, схватите ту часть тела нападающего, которую он вам предлагает, и мягко направьте в сторону земли. Не забудьте отпустить в конце, чтобы вы могли сбежать.” Но это – всего лишь иной способ сказать: “откройся, слейся, заземли, отпусти”.
Наконец, следует иметь в виду, что в иных искусствах есть похожие концепции. Например, в дзюдо это – хорошо известная формула kuzushi, tsukuri, kake. И хотя Айки Синтаксис сильно отличается, общим является то, что взаимодействие перетекает из одной явной фазы в другую. Понимание этих фаз имеет колоссальное значение для тренировок. Проблемы, как правило, возникают при попытке делать правильные вещи в неправильное время.
Я также уверен, что думать о kotegaeshi, tenchinage, koshinage и тому подобном как о техниках – неправильно. Скорее, это легкоузнаваемые формы, которые могут проявиться в ходе взаимодействия. Техники – настоящие техники – связаны с решением следующей задачи: “Как открыть пространство для потока энергии? Как слиться с этим потоком? Как позволить этому слиянию произойти? Как естественным образом направить энергию к земле? Когда и как отпустить?”
Существуют тысячи форм нападения и защиты, и Осенсей называл их “пустыми оболочками.” Попытка овладеть тысячами техник глупа – ведь в истоке лежит лишь несколько. Более того, нам грозит кризис при попытке запомнить слишком многое, сделать слишком многое. Или если мы будем переживать по поводу нехватки опыта (читай: того, что не готовы). Мы должны передать нашим ученикам простые в запоминании и исполнении концепции, которые при этом будут достаточно надежными, чтобы не подвести при нападении. Следует передать ученикам такие знания о немногом, которые позволят им самостоятельно познать многое.
Всё сложное на самом деле состоит из простого.
Много лет спустя после того, как я разработал Айки Синтаксис, я прочёл следующее в книге Сьюзан Перри и Рональда Рубина “Разговоры об Айкидо”:
“Однажды О-сенсей сказал мне, что истина айкидо может быть понята за очень короткий промежуток времени. Причём высказался он крайне ясно и эмоционально. “Познав эту тайну,” – сказал он, “ты через три месяца будешь делать то же, что и я.” В наши дни есть люди, которые занимаются уже 30, 40, а то и 50 лет. И уже очевидно, что речь идёт не о времени, которое потрачено на изучение Айкидо. “Последние 30 лет я провел в поисках этой трёхмесячной тайны.”
Я не знаю, в чём состоит эта тайна. Я не знаю, что прошептал О-сенсей на ухо своему ученику. Я не О-сенсей. Но я знаю, что когда я задаю вопросы, моё айкидо становится лучше, проще, более эффективно. Мне проще передавать его своим ученикам.
В айкидо нет коротких путей. Но есть много поворотов не туда. Как учителя мы должны помогать ученикам, упрощать их путь, убирать с их пути лишние преграды.
 
Росс Робертсон

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: