ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт
Йосимитсу Ямада

Джош Голд: Спасибо, что нашли время для общения с нами, сэнсэй.

Йосимитсу Ямада: Для меня это удовольствие, Джош.

Прежде всего, я хотел бы спросить вас о Морихэе Уэсибе. В наши дни осталось не так уж много людей, которые могли бы похвастать непосредственным опытом тренировок с основателем Айкидо. Каково это – когда тебя бросает Осэнсэй?

Что ж, прежде всего, немногим так повезло. Немногие исполняли укеми для Осенсея. Даже для меня это был очень редкий опыт. Но когда… я бы не хотел использовать термин “атака”… когда вы хватали его или что бы то ни было… это было похоже на попытку ухватить воздух или дым. Его просто-напросто не оказывалось там, и вы уже падали, не успев осознать произошедшее. Он двигался естественно, но мастерски уклонялся.

Йосимитсу Ямада

Это очень интересное описание. Я слышал, что О-сэнсэй был физически очень силен. И телосложением походил на танк: при весе почти 85 кг, его рост был чуть выше 150 см.

Так мне его описывали. И именно так он и выглядит на фотографиях, сделанных в молодости. Он был очень мускулистым. Но когда я познакомился с О-сэнсэем, мне было 20. И для меня он выглядел как старик, хотя тогда ему было меньше, чем мне сейчас (смеется). Обычно он был очень мягким, но время от времени проявлял свой характер. 

Как?

Мой дядя, Тадаси Абэ, часто рассказывал истории об О-сэнсэе. Некоторые эти рассказыли были пугающими. Но большую часть времени в моём присутствии О-сэнсэй вел себя как милый старик с хорошим чувством юмора. И всё же, иногда, время от времени, он выходил из себя. И это было достаточно экстремально. Очень страшно было, на самом деле.

Он был очень добрым и сочувствующим человеком, поэтому его так уважали. Но иногда он срывался. И на самом деле в этом нет ничего особенного. В такие моменты я понимал, что он – всего лишь человек, как и все мы. Мне не нравится, что некоторые думают об Осэнсэе как о боге или святом. Иногда – злой, иногда – печальный, иногда – с улыбкой на лице. Не хочу делать из него божество.

Я думаю, это – прекрасная точка зрения. Действительно, кажется, некоторые люди делают из него божество. По моему мнению, это создает нездоровые культурные тенденции в мире Айкидо. А еще я думаю, что это накладывает психологические ограничения на некоторых людей, которые вгоняют себя в рамки мышления, пир которых невозможно достичь уровня мастерства и понимания Осэнсэя. Что всем нам уготована судьба быть бледными, недостойными основателя копиями.

Согласен с вами. Я – не Осэнсэй. Но я бы не хотел, чтобы кто-то думал обо мне как о божестве или выдающемся существе. Пожалуйста, не надо! Я – всего лишь человек. Я выхожу из себя, плачу, совершаю ошибки. У меня есть свои недостатки, как у всех. Как они были у Морихэя Уэсибы.

Давайте сменим тему и поговорим о вашей работе по созданию айкидо-сообщества в США. Когда вы впервые прибыли на эту землю, тут же почти не было никакого айкидо, я правильно понимаю?

Практически нет. Я приехал сюда 55 лет назад. В это время Айкидо практиковалось на Гаваях и немного на Западном Побережье. На Восточном Побережье практически ничего не было.

Йосимитсу Ямада

За прошедшие годы, вы создали лояльную и крупную организацию. На самом деле, самую большую в США. Как вам это удалось, как вы распространяли информацию об Айкидо? Как привлекали людей?

Что ж. Заслуга не целиком моя. Много было сделано благодаря Коичи Тохэю. Несмотря на все наши разногласия, он был моим учителем, а я – его учеником. Мы многим ему обязаны. В те времена не было ни интернета, ни видео, ничего. И одним из способов распространения информации о нашем айкидо были его книги. Он был очень харизматичным, физически и ментально крепким человеком. Конечно, как и у всякого человека, у него были и отрицательные черты характера, но мы должны уважать его за его вклад в распространение айкидо. 

Я согласен с вами, сэнсэй, но и про ваш вклад можно сказать то же самое…

Ну не знаю… Я думаю, просто так совпало. В то время было востребовано всё японское. В основном, благодаря карате. Вам известно, что мы, так сказать, оседлали волну карате?

Что вы имеете в виду?

В те времена карате быстро набирало популярность, и они проводили соревнования чуть не каждый месяц. И перед каждым соревнованием, они просили меня о демонстрации Айкидо. Вы бывали на соревнованиях по карате? Даже если вы очень любите карате, в какой-то момент вам становится ужасно скучно от того, что два часа вы вынуждены смотреть на одно и то же. И вот, в перерыве я выходил и демонстрировал Айкидо.  И 10 минут я показывал что-то, так сильно отличавшееся от карате, что это поражало воображенние людей. И я исчезал сразу после демонстрации. А люди спрашивали: “Что это было?” И постепенно нас принялись искать.

В те времена это был отличный способ вызвать интерес. Они были заинтригованы, думали о том, как нас найти и чем мы занимаемся. На своих демонстрациях я никогда ничего не объяснял. Просто проводил крутые показательные, внося свой вклад в общественное восприятие события. По-своему это было очень хорошо.

Умный ход по овладению вниманием целевой аудитории.

Да. Возможно, благодаря силе моей личности я нравился каратистам. И они были рады предоставить мне возможность проводить показательные. Но в плане стратегии похвастать нечем. Вначале было тяжело. Нигде ни у кого не было денег. Я всюду добирался автобусами. Флорида и другие штаты. Очень было тяжело. Совсем без денег. Ну вот так приходилось жить. Айкидо-сообщество тогда было очень малочисленным, никто не хотел платить. Тяжелые были времена.

Много ли тогда было учеников с опытом в других боевых искусствах?

О да. Много каратистов и дзюдок. Было здорово. Я думаю, что айкидо импонирует дзюдошникам в большей степени, нежели каратистам. Но в любом случае, было классно видеть столько людей с опытом в других БИ.

Йосимитсу Ямада
Йосимитсу Ямада. 8 дан Айкикай

Связанный с предыдущим вопрос: что вы думаете о кросс-тренинге в других БИ? Хорошо это или плохо? Например, имеет ли смысл инструкторам айкидо знакомиться с основами дзюдо/бокса/иных БИ? Взаимодействовать/общаться с другими инструкторами других БИ?

Конечно. Я думаю, тут всё зависит от конкретного человека. Всё, что помогает вам развиваться, – хорошо. Я, например, многому учусь у своих учеников. Для этого необходимо смирение и открытое сознание. Ищите свой путь саморазвития.

В прошлом году я провел некоторое время, тренируясь с Брюсом Букманом. Он говорил о том, что находит ваш NY Aikikai выдающейся организацией. Очень уважает вас за то, как вы собрали так много разных людей под одной крышей. Представители разных культур, люди различного общественного статуса. С разным взглядом на технические аспекты Айкидо.. 

Ох, Брюс. Он начал ещё ребёнком. Мне всё равно, как практикует ученик. И откуда он родом. Я не хочу загонять людей в рамки. Я уважаю индивидуальность. Покуда есть общая база, у людей должна быть возможность выражать себя через практику Айкидо. Если есть общая база, вы просто обязаны проявлять индивидуальность в техниках. Вы должны отличаться от других. Это я уважаю. Я почти требую этого от своих учеников. Я не люблю копирование. Не люблю когда мне подражают. Нет.

Однажды на тренировке в своей академии Дэн Иносанто сказал что-то похожее. Он попросил двух своих учеников продемонстрировать одну и ту же технику. Огромного мужика и миниатюрную женщину. Их техники сильно отличались. Дэн обратил на это внимание: “Вы носите разную одежду. И техники у вас разные.”

Совершенно верно.

Вы достаточно долго практикуете Айкидо. За всё это время, какие были у вас взлёты и падения?

Да, пожалуй, уже слишком долго. Люди не дают мне уйти на покой (смеется). В том, что касается взлетов и падений, это непростой вопрос.

Я очень рад тем, с какой скоростью айкидо набрало популярность, но по-своему я чем-то недоволен. Слишком много появилось инструкторов, которым, наверное, не стоило бы преподавать айкидо. Я слышал такие оценки от вышестоящих мастеров, что, по их мнению, 60-80% современных инструкторов на самом деле не стоило бы этим заниматься. В определенном смысле, я и сам придерживаюсь того же мнения.

Многие положительные черты Айкидо одновременно являются его отрицательными чертами. Вот почему мы оказались в такой непростой ситуации. Айкидо очень открыто для новичков. Люди могут практиковать в удобном им режиме и стиле. При желании вы можете начать преподавать очень скоро. При практическом отсутствии контроля качества. Мы внезапно оказались с большим количеством инструкторов на руках. Это повлияло на качество того, что люди делают в додзё. У нас нет соревнований, поэтому людям сложно оценить уровень мастерства или качество различных подходов к исполнению техник. Это – одна из проблем.

Я часто думаю о том, что одно из величайших достижений айкидо – это отсутствие соревнований. Но одновременно это и одно из негативных качеств нашего БИ.

Верно. Хорошо, что в Айкидо нет соревнований. Но отсутствие соревнования порождает неприятные ситуации. Плохие учителя продолжают учить. Это не идет на пользу всем нам. В других БИ можно выйти на соревнования и понять, кто из вас лучше в техническом плане, кто – лучший мастер, кто подготовит лучших учеников. В Айкидо все не так. Мы не можем поступить таким образом. Люди просто прячутся за словами: “Ну, мое айкидо отличается от твоего”. В то же времы мы не можем измерить навыки преподавания или уровень владения техникой.

“Мое айкидо отличается от твоего”

Считаете ли вы систему данов в айкидо адекватно отражающей уровень инструктора или технический уровень?

Это тема для отдельного разговора. Я не верю в систему кю/дан. О-сэнсэй в неё не верил. У него не было никакой системы. По моему мнению, человек получает чёрный пояс – и этого достаточно. Я не думаю, что у нас есть насущная необходимость в данах. [Сам Ямада-сэнсэй всё ещё не отказался от 8 дана, а на сайте его европейской организации на главной странице расположены отчеты с церемонии Кагамибираки. В объявлениях о семинарах тоже указывается 8 дан мастера – прим. пер.] Вместо номеров можно было бы использовать титулы вроде Ханси, Кёси и т.п.

Я не верю в систему данов. Уровень человека не имеет практически никакой связи с уровнем его мастерства. И раз уж в Айкидо не должно быть соревнований – зачем нам система, которая создаёт соревновательную динамику? Чёрный пояс важен по соображениям маркетинга, но как только человек получает чёрный пояс – это всё. Финиш. Это моё личное мнение, но многие согласятся со мной. Однако, это щекотливая тема, поэтому люди предпочитают её не касаться.

Что вы думаете о будущем айкидо?

Меня многие спрашивают об этом. И я часто отвечаю: “Простите, но, к сожалению, я с пессимизмом смотрю в будущее.” [Ямада-сэнсэй родился 17 февраля 1938 года – прим. пер.]  Я не испытываю оптимизма по поводу текущего состояния дел.

Ценю вашу откровенность. Я думаю, что очень важно говорить об этом, если мы хотим лучшего будущего, так сказать. Изменения траектории полета.

Я слышал, что количество людей, практикующих айкидо, во всём мире падает. Это правда?

У нас есть доступ к достаточно большому массиву статистических данных, и да, похоже, что уровень заинтересованности сильно снизился, как и количество новичков, приходящих в додзё. Многим додзё ещё только предстоит ощутить эти эффекты, потому что у них устоявшиеся коллективы с постоянными учениками. Но с каждым годом число начинающих, молодых айкидок снижается. Поэтому все додзё сталкиваются со снижением количества учеников. И когда нынешнее поколение опытных айкидок уйдёт, мы можем оказаться в вакууме. Я не думаю, что нам стоит паниковать, и мы завтра ещё не упадём в пропасть, но начинать что-то делать нужно уже сейчас. И мы должны изменить своё отношение, если мы хотим сохранить пользу от айкидо для будущих поколений.

Хорошо, что вы собираете такого рода информацию, потому что я не уверен, что кто-то ещё это делает. Не знаю, хорошо это или плохо – уменьшение числа занимающихся. Одно я знаю точно: людей, имеющих непосредственный опыт общения с Основателем, становится всё меньше. Надеюсь, люди используют все возможности, чтобы получить информацию от нас напрямую до того, как мы тоже уйдем.

Есть у вас пожелания и предложения по тому, как нам жить дальше? Как создать для Айкидо светлое будущее?

Я много думал об этом. У меня нет для вас решения. Я занимался организационным строительством 55 лет. Может быть, пришло время молодых.

Мне хватает оптимизма, чтобы выразить уверенность: среди молодых инструкторов достаточно таких, кто возмётся за эту задачу. Те, у кого есть доступ к таким великим учителям, как вы [sic.] Те, в ком горит страсть, кого переполняют идеи, у кого хватит навыков, чтобы всё изменить [sic.] Сменим тему. Расскажите что-нибудь весёлое!

Снился мне как-то сон. Там был О-сэнсэй… И я спрашиваю его: “Сэнсэй, зачем ты забрал всех моих друзей к себе на небеса?” Он ответил, что на небесах очень популярно айкидо, и ему была нужна помощь учеников. Я спросил: “А как же я? А меня забыл?” Он: “Не забыл. Но ты ещё не выполнил своё предназначение на Земле. Продолжай” [sic.]

Спасибо, что поделились этой информацией с нами, сэнсэй. Не могу не улыбнуться. Есть ли у вас прощальные слова для айкидо-сообщества?

Я бы хотел, чтобы все практики Айкидо помнили: мы занимаемся уникальным боевым искусством. Надеюсь, вы наслаждаетесь своими тренировками. Инструкторам я хочу сказать следующее: Хорош просиживать штаны! Не расслабляйтесь. Вы всё ещё идёте по пути. Айкидо – это бесконечный путь самосовершенствования до самой вашей смерти. Пожалуйста, развивайте своё понимание Айкидо. Не ради себя, но ради ваших учеников и ради самого Айкидо. Это – ваша ответственность. Отнеситесь к этому серьёзно.

Aikido Journal

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: