ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт
Будо и символизм

На востоке всё наполнено символизмом. Древние традиции и обычаи существуют бок-о-бок с наиболее продвинутыми технологическими достижениями. Но даже в наши дни, когда человек всё более склонен к отказу от всего эзотерического, рядом с нами существует мир, не подверженный внешнему влиянию. Мир, где все еще можно черпать вдохновение в благородных добродетелях рыцарства: это мир БУДО

БУДО (武道) буквально означает “путь мира, постигаемый через практику боевых искусств”. Слово происходит от БУСИ (武士 - благородный муж, рыцарь, защитник и страж существующего порядка, поборник справедливости и приверженец высочайшей этики и морали: хранитель Храма) и ДО (道 - Путь в значении духовного поиска). 

Таким образом, БУДО – это путь, которым следует рыцарь (человек, воплощающий благороднейшие из добродетелей, служащий на благо общества).

Эта тема сама по себе обширна, и потребует отдельного эссе для всестороннего анализа, поэтому я сосредоточусь исключительно на символизме трех важных аспектов инициации в БУДО: ДОДЗЁ (道場 – место, где практикуется Путь), ДОГИ (道着 – одежда для практики Пути) и РЕЙГИ (礼儀 – Церемония или Ритуал).

Организация пространства  ДОДЗЁ символизирует приведение в гармонию Земли, Человека и Вселенной. Определенные элементы внутреннего пространства ДОДЗЁ символически связаны со специальными энергиями, сущностями и числами.

В центре северной стены располагается СИНДЗА (神座 – лит. ”место, где обитает Сердце-Дух” или “Обитель Богов”). В этом месте устроен алтарь (ТОКОНОМА 床の間), над которым висит священная каллиграфия и где хранятся мечи (КАТАНА 刀) и прочие священные предметы, используемые в ритуалах. В духовном аспекте СИНДЗА – воплощение Духа Творца, это Sancta Sanctotum додзё. Предполагается, что все ученики выражают уважение этой части додзё. СИНДЗА – это то пространство, где едва заметные энергии Сердца-Духа Творца взаимодействуют с Сердцем-Духом каждого из учеников. Сочетание этих потоков энергии формирует эгрегор БУДО.

СИНДЗА – это анти-хаос, поскольку оно воплощает Космический Порядок, созданный Творцом. Справа от СИНДЗА располагается КАМИДЗА (上座 – дословно: “место, где обитают духи воды и огня”). КАМИДЗА символизирует силы природы: в восточной традиции элемент огня отвечает за творчество и располагается на юге, ассоциируясь с летом; метал – интуиция – ассоциируется с осенью и располагается на западе; вода – мудрость – связана с зимой и располагается на севере; дерево – воображение – располагается на востоке, ассоциируясь с весной. В центре – земля, сила воли. В дополнение к мистическому объединению огня, воды и прочих элементов, КАМИДЗА воплощает слияние мужского и женского начал, любви и духа. 

Слева от СИНДЗА находится СИМОДЗА (下座 – место, где хранятся духи предков). Оно символизирует силу минулого, базовый опыт эволюции всех живых существ, животных и растений. Единение СИНДЗА-КАМИДЗА-СИМОДЗА – это своего рода троица, которую можно уподобить троице в универсальной эзотерической практике.

В южной части додзё находится ХИКАЭ СЭКИ – 控え席, “место, где производят записи”. Это пространство для учеников. Это место ассоциируется с женским аспектом, со способностью принимать. Предполагается, что располагающиеся в этой части додзё ученики, пришли, потому что нуждаются в учении, которое даёт Учитель (СЭНСЭЙ 先生), который размещается в северной части, перед СИНДЗА, в части додзё, ассоциирующейся с мужским аспектом, со способностью отдавать.

Центральная линия символически разделяет додзё на две части, правую и левую, восток и запад. Она называется СЭЙЧУ СЭН (正中線) и символизирует ось видимого мира, горизонталь, план на Земле, в котором существует человечество. Это символ взаимодействия между небом и землей. Справа от этой линии сидят более опытные занимающиеся, слева – менее опытные. Традиционно додзё не отапливается, чтобы ученики могли почувствовать сезонные перемены климата.

Пространство Додзё благословляется в процессе обрядов очищения (МИСОГИ 禊) и экзорцизма (ХАРАЭ 祓), чтобы привлечь добрых духов (КАМИ 神) и изгнать злых. Ритуально очищенное додзё – это защищенное место со своей душой. Место, где возможна безопасная практика в стороне от взглядов непосвященных, нежелательного влияния окружающего мира и невидимого мира злых духов. Додзё – это священное пространство, своего рода магический круг защиты, где одухотворенным людям предоставлена возможность заниматься самосовершенствованием и саморазвитием.

Доминирующим отношением в додзё предполагается альтруизм (в значении уважения к другим и благодарности учителю). Это обозначается термином КАНСЯ(感謝). Этот же термин означает благодарность ко всем прочим занимающимся. Деси (ученики) должны стараться внимательно слушать Учителя в тишине. Учитель же должен как можно более искренне передавать свои знания, открыв свое сердце радости и состраданию. Скрывать и утаивать информацию от учеников недопустимо. Единственный враг, которого необходимо победить – это эгоизм. Эгоизм отдаляет людей друг от друга и разделяет общество, это по-настоящему страшный демон. Только тот, кто научился давать, сможет принять. Именно навык дарения отличает истинного Мастера. 

Слово ДОГИ (道着) состоит из двух основ: ДО (道), “путь”, и ГИ (着), “одежда, униформа”. Таким образом, это – “униформа для практикующих  Путь”. Одежда состоит из КЕЙКОГИ (稽古着 белые хлопковые штаны и куртка), ОБИ (帯 черный или белый пояс) и ХАКАМА (袴 чёрные, голубые или белые традиционные японские юбкообразные штаны).

Прежде чем одеть ДОГИ, вы должны в тишине снять уличную одежду. Символизм этого действия заключается в том, что вы оставляете все негативные аспекты и влияния внешнего мира. Затем вы с соответствующим ментальным настроем надеваете ДОГИ. 

КЕЙКОГИ должно быть белого цвета. Это символ целостности, честности и моральной чистоты. Белый также символизирует свет, знания, интеллигентность, непорочность. В физическом отношении белый связан с солнечным светом, который с помощью призмы можно разложить на все оттенки Пути. Белый – символ первозданности. Белый цвет балансирует три грани призмы человека (интеллектуальную, ведущую к истине; эмоциональную, ведущую к любви; физическую, ведущую к мудрости). 

Куртка надевается, начиная с правого рукава. Также и штаны, и хакама: следует начать с правой штанины. Правая сторона ассоциируется со справедливостью, искренностью, разумом. В противоположность этому, левая сторона связана с интуицией, любовью, чувственностью, но также и с тьмой, неискренностью и симуляцией. 

ОБИ обматывается вокруг бёдер слева направо (по часовой стрелке). Стоит отметить, что движения по часовой стрелке используются в ритуалах природной и белой магии. 

Обматывание поясом соединяет солярный и лунарный аспекты личности. ОБИ также указывает на местоположение центра (ХАРА 腹), области в двух сантиметрах ниже пупка, где расположена чакра священного огня (СЭЙКА ТАНДЭН 下丹田). Оби завязывается узлом истинной любви, имеющим форму горизонтально расположенной цифры “8”, знака бесконечности. Этот символ представляет собой эволюцию человека, обновление энергии, расширение во всех направлениях, бесконечные странствия человеческого духа в поисках алхимического воссоединения с вселенским духом. Узел также символизирует пассивную восприимчивость сознания перед лицом созидательной деятельности Божественного. Узел ОБИ напоминает узлы любви масонских храмов, эти символы братства и сохранения тайн. 

ХАКАМА- традиционный элемент одежды. Это первый отличительный знак того, что человек причастен к категории БУСИ(рыцарь). Обычно ХАКАМА позволяют носить, начиная с шодан (чёрный пояс). В то же время, от всякого практика БИ в ХАКАМА ожидается определенная ответственность и исполнение некоторого набора обязанностей.

Прежде всего это: верность, отвага, уважение, сострадание, честность. Это поистине рыцарские черты характера. Старшие степени (6 дан и выше), получившие степень ШИХАН (師範“тот, кому подражают”), имеют право носить белую ХАКАМА – символ обретенной целостности. 

Узел переднего пояса ХАКАМА завязывается в форме креста. Крест символизирует активное и кропотливое ученичество. Это также символ союза горизонтального и вертикального, пассивного и активного, мужского и женского. Символ единения противоположностей. Этот узел в форме креста располагается напротив СЭЙКА ТАНДЭН – чакры источника священного огня. 

РЭЙГИ (礼儀 – церемония, ритуал) включает в себя всю совокупность взаимоотношений, манеры поведения и приветствий, практикуемых в додзё. Ритуальный характер некоторых действий – самый важный аспект всех школ восточных практик. Как уже упоминалось, додзё – это место, посвященное практике Пути, однако само посвящение не имеет смысла, если оно не подкреплено постоянной практикой традиционных ритуалов. Характер ритуалов отличается от уровня практикующего ученика, и они должны тщательно исполняться со всем возможным уважением. 

Каждое традиционное боевое искусство имеет свой этикет, однако все БИ имеют некоторые общие моменты: поклон стоя (РИЦУРЭЙ 立礼) и поклон сидя (ДЗАРЭЙ 座礼), обращенный к додзё, товарищам по тренировкам и оружию. 

Вход в додзё (пространство, посвященное практике БИ) осуществляется с правой ноги. К уже упомянутому символизму правой стороны тела следует добавить, что шаг “с правой” означает добровольное осознанное действие, продиктованное благородными помыслами, связанными с такими добродетелями как лояльность, отвага, справедливость и целостность. 

Для того, чтобы правильно принять позицию сейдза, стоит в первую очередь опустить левое колено. Это символизирует намерение ученика отказаться от качеств, ассоциируемых с миром материального, уйти из-под влияния всех негативных воздействий. 

Еще одно общее для всех видов БУДО – понятие дистанции, МААЙ (間合い). Этот термин составлен из двух слов: МАА (間 – “пространство-время”) и АЙ (合 - “гармония”). МААЙ указывает на то, что для достижения полной гармонии с партнером, необходимо создать идеальное пространство. Речь идет о пространстве, где всякий конфликт может быть разрешен мирно и без вражды в соответствии с Божественным Промыслом. 

Чем выше уровень мастерства у практика Пути, тем больше МААЙ. Умелый Мастер может в мгновение ока пересечь некоторое расстояние. Именно поэтому непосредственный телесный контакт для разрешения конфликта перестает быть необходимостью. Потенциальный противник будет окутан водоворотом любви и сострадания, и в результате трансформируется в лучшее создание, и внесет свой вклад в развитие общества, основанного на толерантности и сотрудничестве. 

Настоящий ритуал невозможно поддерживать, если практикующие не исполнены доверия. Идеальное пространство позволяет развить в людях взаимное доверие и эмпатию. Это, в свою очередь, способствует развитию интуиции и того, что среди обывателей принято называть “экстрасенсорными” и “паранормальными” способностями (ХАРАГЕЙ, 腹芸).

Благодаря этим способностям, намерение, чувства, помыслы и сама суть личности оппонента может открыться человеку. Таким образом возможно обретение согласия. А согласие между людьми и есть воплощение гармонии Вселенной. 

Паоло Никола Кораллини.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: