ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Много лет назад, посещая тренировки айкидо в Ивама под руководством Морихиро Сайто-сенсея, мне часто приходилось слышать: “Sunao ni keiko shite kudasai” (Тренируйтесь с искренностью). Эти слова использовались для того, чтобы поощрить учеников тренироваться честно и с мыслью о том, что Айкидо – это сотрудничество. Они произносились  в ситуациях вроде такой, когда один ученик начинал сопротивляться технике другого, потому что знал, какой приём отрабатывается и как ему можно противостоять.
Тренировки Айкидо
“Sunao” – Честность, искренность
Предположим, что мы практикуем тай но хенко. Я знаю, что наге будет вращаться наружу, при этом его руки будут вытянуты перед центром. Поэтому вместо простого захвата за запястье, я начинаю поднимать его руку снизу вверх, чтобы за счёт силы помешать ему сделать поворот и исполнить технику. Я всего лишь воспользовался своим преимуществом: я знаю, что мы тренируем, поэтому мне не составило труда помешать партнёру завершить технику. Я не “sunao”.  Я не искренен в своей практике айкидо. Подобный подход  к учебному процессу в зале – это выстрел себе в ногу, да ещё и проявление неуважения к учителю. На самом деле, если бы я толкал руку уке вверх в подобной ситуации, ему не составило бы труда продолжить моё движение и бросить меня вниз за счёт амплитудного движения руки, слегка повернувшейся в сторону моего лица.
Я хочу рассказать о случае, который произошёл в Ивама-додзё много лет назад. Я тренировался с сильным партнёром. Каждый раз он блокировал мои техники, используя свои знания об отрабатываемом приёме. Меня это, конечно же, раздражало. Чтобы донести до его сведения своё недовольство, я тоже заблокировал его технику точно таким же манером. Но сделал это лишь однажды, чтобы дать ему понять, что я тоже так могу.  Он не обратил на это внимания и, когда мы в очередной раз поменялись ролями, продолжал мешать мне делать приём. Поэтому я сдался и поклялся сам себе больше с ним не вставать.
Я знал, что Сайто-сенсей смотрел на нас, пока мы боролись. И в какой-то момент краем глаза я увидел, что он очень расстроился. В конце-концов он крикнул: “Dame! So iu kudaranai keiko yamero!” (Прекратите эту глупую тренировку!). Мы все сели, а сенсей набросился с упрёками на моего партнёра. Он объяснил, что кто угодно может блокировать технику, если знать заранее, что должно произойти. Что подобный подход к тренировкам обесценивает сам смысл практики Айкидо, что никакой прогресс при таком отношении невозможен. После этой речи моему партнёру было запрещено посещать додзё. Он вышел из зала, униженный, огорчённый, с опущенной головой.
Через месяц этому человеку было позволено посещать тренировки айкидо. Однако теперь он стал примерным учеником и всегда тренировался с уважением к партнёру. Я несколько раз вставал с ним в пару – и каждый раз получал удовольствие от совместной работы. Позже он основал своё додзё. Этот человек до сих пор активен в мире Айкидо.
Тренировки Айкидо
Доктор Кензо Футаки (1873-1966)
Позвольте привести ещё один пример из истории айкидо. Это анекдотичная история на ту же тему: когда ваш партнёр не “sunao.” Она произошла с известным профессором Кензо Футаки, верным учеником Морихэя Уесиба в период Кобукан-додзё (1930-е). За строгую приверженность определённой диете Футаки-сенсей получил прозвище “Доктор коричневый рис”.
Однажды профессор Футаки спросил О-сенсея: “Сенсей, я собираюсь напасть на вас с боккеном. Сможете ли вы увернуться?” Сенсей с улыбкой ответил: “Всегда”. На показательных выступлениях профессор всегда нападал на О-сенсея с боккеном и тот всегда уходил влево. Поэтому этот манёвр был ожидаем, и профессор нанёс рубящий удар сразу в направлении, куда смещался О-сенсей. В результате он промазал: О-сенсей вообще не сдвинулся с места. Профессор признал поражение.
Когда же он спросил О-сенсея, как тот узнал о направлении готовящейся атаки, то услышал ответ: “Твоё сознание уже устремилось направо. Тело, лишённое духа, двигалось слишком медленно!”
(Рассказано по 8 главе книги Г. Сиода “Жизнь Айкидо”)
Профессор надеялся перехитрить О-сенсея, потому что полагал его движения предсказуемыми. Однако Основатель был очень чутким человеком и немедленно почувствовал хитрость. Доктор Футаки не был “sunao” в своей атаке.
Я хочу закончить ещё одним примером того, как отсутствие искренности в тренировках привело к закату карьеры двух подававших надежды учеников. Когда я впервые приехал в Японию, я познакомился с двумя иностранцами, которые любили тренироваться вдвоём. После тренировок они не разбивали компанию и тусили тоже вместе. У обоих в то время было что-то вроде 2 дана. Их часто можно было увидеть в паре, оставшихся после тренировки айкидо на татами. Они занимались странными вещами: блокировали техники друг друга, искали способ сделать приём на сопротивляющемся товарище, и тому подобное.
Прошли годы, и я поинтересовался у нашего общего друга, какова судьба этих двух, ведь я уже достаточно давно не видел их и ничего не слышал про них. Я узнал, что оба бросили айкидо, потому что не могли справиться с фрустрацией: они не могли сделать ни одной техники друг на друге. Они не тренировались с искренностью. По моему мнению, они совершенно не поняли фундаментальное значение честной, искренней тренировки как верного пути к вершинам мастерства в айкидо.
Я полагаю, для учителей должно быть важно помнить об этом часто забываемом аспекте тренировок. Мы должны регулярно доносить эту мысль до учеников: их развитие как айкидок зависит от способности приводить свой дух в то состояние, которые японцы называют “sunao na kokoro.”
 
– Стенли Пранин

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: