ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Внутренняя карта территории абьюза
Часть 1
В истории о мастере чайной церемонии и злом самурае можно увидеть множество поведенческих паттернов, типичных для абьюзера. Само понятие “абьюз” можно определить как “поведение, при котором один или более злоумышленников пытаются доказать свое превосходство за счет демонстрации власти и доминирования над жертвой”. Это поведение агрессора, подразумевающее осознанное причинение физического, вербального и психологического вреда жертве. История абьюза мастера чайной церемонии демонстрирует все эти черты.
Абьюз
Желание показать свое превосходство – естественная черта человека, которая в той или иной мере свойственна всем нам. И в самом по себе желании удовлетворить эту потребность нет ничего дурного. Проблема заключается в средствах, которые использует абьюзер. Здоровые личности повышают самооценку за счет творческих способов самосовершенствования. В противовес такому подходу, абьюзер повышает самооценку за счет деструктивных практик. Их можно условно разделить на три категории:
Оскорбления чувства собственного достоинства человека. Действия, призванные занизить самооценку жертвы: контроль, унижение, вызывание чувства стыда, оскорбление, разговор “сверху вниз”, доведение до смущения, доминирование, обзывание, высмеивание.
Оскорбление чувства общественной значимости человека.
Действия, призванные повредить общественному положению жертвы: отказ в членстве в организации/клубе/сообществе, изгнание, изолирование, публичное унижение, распространение слухов.
Нарушение личной безопасности человека.
Действия, угрожающие безопасности человека: физическое запугивание, вербальные угрозы, толкания, подножки, плевания, повреждения собственности, кража, удары (руками и ногами), нападение (вооруженное и нет), покушение на половую свободу и неприкосновенность личности.
Абьюз может принимать разные формы и представлять разную степень угрозы. На одном краю спектра – малозначительные примеры личностной деградации абьюзера, на другом – покушение на убийство. В категории абьюза входит жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с супругом (супругой), буллинг, преступления против половой свободы и неприкосновенности, харассмент, унизительные ритуалы при вступлении в какое-либо сообщество. Изнасилование – это форма абьюза. Теоретическая драка в баре или на улице, которую так любят обсуждать в среде адептов боевых искусств – это тоже форма абьюза. Харассмент на рабочем месте – это форма абьюза.
Для понимания абьюза важно помнить, что в этой ситуации всегда как минимум три участника: абьюзер, жертва и общество. В нашем примере мы сосредоточены на чайном мастере и самурае, но важный участник конфликта, чья роль часто оказывается не оцененной по достоинству – это общество, в котором происходит история абьюза.
Независимо от формы, абьюзивное поведение всегда следует ряду паттернов. Абьюзеры ищут таких людей на роли жертв, кто легко позволит вторгнуться в свое личное пространство (так абьюзер и продемонстрирует свое превосходство). К сожалению, зачастую хищнику не приходится слишком долго искать свою жертву. Поиски жертвы абьюзера в чем-то похожи на интервью при приеме на работу, разве что в данном случае соискатель, пожалуй, должен быть заинтересован в провале этого интервью. В ходе предварительного наблюдения абьюзер тайно мониторит потенциальных кандидатов в поиске подходящих черт характера. Если осознать это, то легко понять: самый оптимальный способ предотвратить абьюз – это предпринять ряд действий, направленных на “провал” интервью с вампиром. Отказ признать эту простую истину едва не стоил жизни мастеру чайной церемонии.
Как же нам провалить интервью? Абьюзер на свой манер задает следующие вопросы: “Лишен ли ты воли и способности защитить себя?” Мастер чайной церемонии по сути ответил: “Да,” ведь отсутствие у него навыков боевых искусств по сути навесило на него ярлык “легкая жертва”. Второй вопрос: “Будешь ли ты хорош(а) в удовлетворении моих базовых нужд?” Высокий социальный статус мастера чайной церемонии сделал его желанной мишенью, поэтому ответом снова было: “да!” Утвердительно ответив на оба вопроса, наш герой получил вакансию “жертва абьюзера”. Для провала этого нехитрого интервью достаточно лишь  в ответ на оба вопроса громко и однозначно заявить: “Нет!”
Абьюз – это соревнование. Для абьюзера весь процесс – увлекательная (любимая) игра. Межличностные отношения – дрова, которые можно бросить в топку победы. Все окружающие делятся на “своих” и “чужих”. Абьюзеры мыслят себя “победителями”, а своих жертв – “проигравшими”. Их цель – доминирование. Ситуации, где они лишены контроля, им не по душе.
Соревновательная стратегия используется потому, что в прошлом она уже работала. Это самый общий поведенческий паттерн. Еще в раннем детстве ребенок перенимает у абьюзивного родителя модель поведения, которая помогает ему добиваться своего. Потом навыки, полученные на этом уроке, переносятся на другие области жизни. Такое поведение срабатывает, поскольку в большинстве сфер человеческих отношений абьюзер может найти по крайней мере одну жертву, которую втянет в свою игру.
Многие абьюзеры живут в полном соответствии с девизом: “лучшая форма защиты – нападение”. Это можно заметить по их агрессивному поведению. Сдвиг в оценке слов и поступков других людей, свойственный абьюзерам, приводит к тому, что слова и поступки других они воспринимают как личный вызов себе. Например, кто-то подрезал машину абьюзера. Это ни в коем случае не случайно! Это намеренное оскорбление. Вызов. Еще одно отличительное свойство многих абьюзеров – одержимое желание “уровнять счет”. Поскольку они так ценят победы, то особенно чувствительны к  поражениям.
В переговорах абьюзер часто действует в соответствии с набором переговорных правил, известных как “победа любой ценой”. Для них цель всегда оправдывает всякое средство. Ложь, обман, подстава, и так далее и тому подобное – всё годится. Готовность использовать любой инструмент для победы имеет некоторые преимущества, особенно если абьюзеру удалось навязать свои правила игры жертве. Поэтому часто они пытаются играть две роли одновременно: участника соревнования и судьи.
Яркий пример тому – буллинг. Одно из правил буллинга – это что внешний авторитет (учителя, воспитателя, родителя) неприемлем. Другими словами, этика буллинга предполагает табу на поиск помощи у “старших”. К сожалению, большинство детей подчиняется этим правилам. Они боятся прослыть “стукачами” или “маменькиными сыночками”, если попытаются обратиться за помощью к старшим.
Кто придумал это правило? Кому это выгодно? Конечно же, исключительно тому, кто занимается буллингом. Самый эффективный метод положить конец буллингу – заключить союз со старшим, который хочет и может вмешаться в ситуацию. Абьюзеры знают, что жертвы, которые не обратятся за помощью из страха нарушить этические нормы буллинга, не смогут эффективно себя защитить.
Тот факт, что абьюзер редко выбирает достойного противника, только усложняет для всех задачу по предотвращению абьюза. Зачем рисковать и нарываться на людей, готовых и способных себя защитить, когда вокруг столько народу, которые совершенно явно не могут этого сделать? Абьюзеры выбирают цели полегче, другими словами: людей послабее.
Если вы знаете, чего хочет добиться абьюзер своим поведением, вы можете понять, как сделать себя менее привлекательной мишенью. Для этого важно понять три элемента, составляющих суть всякого переговорного процесса при решении конфликтов: проблемы, позиции и интересы.
Проблемы – это то, по сути чего идут переговоры. О чем весь спор. Позиции – это стратегии того, как будут решаться проблемы. Движущей силой всего происходящего вокруг проблем и позиций являются интересы. Интересы – это почему, это мотивы всех взаимодействий и поступков.
Чтобы понять
Проблему- задайте вопрос: “О чем мы ведем переговоры?”
-Позицию- задайте вопрос: “Как каждая из сторон предлагает решить проблему?”
-Интересы- задайте вопрос: “Почему мы вообще переговариваемся об этом, какая кому выгода от решения этой проблемы?”
На самом базовом уровне, интересы – это те или иные человеческие потребности. Пара примеров из пирамиды иерархии Маслоу:
-Физиологические- воздух, вода, дом, пропитание.
-Безопасность- защищенность, стабильность, свобода от страха, порядок, личные границы, правосудие.
-Принадлежность- дружба, общественные связи, любовь, привязанность, товарищество, сообщество.
Самооценка- ощущение собственной значимости, общественная значимость, общественный статус, гордость, справедливость
-Актуализация- Потребность человека в интеллектуальной, эстетической и духовной реализации заложенных в него возможностей.
Заглянув под поверхность всякого конфликта, мы поймём, что все они связаны с проблемой удовлетворения интересов. Которые удовлетворяются благодаря выбранным позициям по решению проблем. Самый главный интерес абьюзера – это стимулирование ощущения собственной важности. Желание подкрепить ЧСВ. Вопреки расхожему мифу, большинство абьюзеров в ходе психологических тестов показывают высокие значения в тестах на ЧСВ, самоуверенность и самомнение. Это вовсе не скромняшки, нацепившие маски агрессивности. В большинстве случаев они на самом деле верят в своё превосходство и склонны агрессивно защищать свою веру. Практика абьюза лишь укрепляет их в этой вере.
Еще один базовый интерес абьюзера – это необходимость повысить статус в рамках социальной группы. Нравится нам это – человекам – или нет, как и прочие животные, мы склонны оценивать себя через нашу ступень в социальной иерархии. В своей книге “Демонические Мужчины” Рэнгам и Петерсон убедительно доказывают, что большинство случаев насилия, где участвуют мужчины (а почти во всем насилии, творимом человечеством, участвуют мужчины), связаны с желанием поднять социальный статус агрессора, что есть рудимент эволюционного развития.
Любопытно будет отметить, что жертва абьюзера имеет схожие интересы. С двумя оговорками. Во-первых, жертва абьюза озабочена вопросами своей безопасности, а не только ЧСВ и общественным статусом. Во-вторых, в то время как абьюзер работает на удовлетворение своих интересов, жертва пытается сохранить неприкосновенность своих интересов. Эти две оговорки разносят абьюзера и его жертву на диаметрально противоположные позиции.
Таким образом, мотивацию абьюзера легко понять: человек хочет повысить свой  статус за счет проявления доминирования над другими. Когда такое поведение вдруг вскрывается в среде, где все считают себя равными, это порождает у свидетелей опасения: следующей жертвой может оказаться кто-то из них. То есть абьюзер завоёвывает уважение группы и удовлетворяет свою жажду контроля. Кажется, для злоумышленника не имеет значения тот факт, что уважение это основано на страхе, а не на восхищении и дружбе.
Почему же люди прибегают к абьюзу как стратегии удовлетворения своих нужд?  Консенсуса по истокам межличностной агрессии в соответствующих кругах практически нет. Можно выделить две школы мысли. Первая утверждает, что агрессивное поведение свойственно людям от природы, это – своего рода биологический механизм. Вторая придерживается мнения, что во всём виновато воспитание и бихевиористические паттерны, усвоенные в процессе взросления.  Сбалансированным современным взглядом было бы: виноваты оба (и природа, и общество).
Никто не может отрицать, что человеческие существа способны на ужасающие проявления насилия: абьюз, убийство, пытки, геноцид, рабство. Способность к такого рода поведению, кажется, заложена в генах человека. Вполне вероятно, что большую часть нашей истории как вида такого рода агрессивное поведение выполняло важную функцию, которая помогла достичь большего эволюционного успеха.
И хотя способность к насилию является генетической, именно внешние факторы (в том числе воспитание) отвечают за то, когда, где и как проявится склонность к насилию того или иного индивидуума. Для здоровых людей способность к насилию является частью личности, которая подчинена поведенческим императивам, диктующим, когда , где и при каких обстоятельствах насилие проявлять нельзя. Для того, чтобы подобные люди совершили некое насильственное действие, требуется специфическое сочетание внешних факторов. Для абьюзера же нет психологических ограничителей / регуляторов проявления насилия. Или же работа этих механизмов сильно нарушена. Эта особенность позволяет подобным личностям действовать с такой степенью агрессивности, которая для большинства людей кажется неадекватной.
Самый важный механизм сдерживания агрессии – это способность к эмпатии. Эмпатия абьюзеров недоразвита. Их не тревожат боль и страдания, которые они причиняют окружающим. Нехватка эмпатии ведет к отсутствию чувства вины. Напротив, абьюзер способен полностью оправдать свои поступки. В большинстве случаев они возлагают вину за своё преступление на жертву. Поэтому с абьюзом так тяжело и опасно бороться.
Проблемы в ситуации абьюза, как и в других переговорных ситуациях, попадают в одну из двух категорий: проблемы постулируемые и проблемы личных отношений. Первая категория объединяет проблемы того, о чем идут переговоры: кто что получит, кто что делает и т.д. И хотя проблемы этого рода для абьюзера иногда действительно имеют отношение к реальности, чаще всего это надуманные оправдания для позиции абьюза. В нашей истории у быдло-самурая не было никакой априорной проблемы с мастером чайной церемонии. Он попросту выдумал её. Это – очень распространенный среди абьюзеров подход. В случае жестокого обращения с детьми, проблемой может быть детский плач. А реакцией на проблему – избиение ребенка. Изнасилование на свидании может быть рационализировано так: он заплатил за обед, значит она должна расплатиться сексом.

На самом деле, абьюзер может создать проблему из чего угодно, что воспринимается как вызов (выдуманный или настоящий). Из-за этой специфики попытки искренне решить постулируемую проблему абьюзера обречены на провал. Однако их игнорирование часто приводит к тому, что абьюзер эскалирует конфликт. Хорошей стратегией было бы признать существование неких проблем у абьюзера, сохраняя при этом ясное понимание, что решение этой проблемы не разрешит конфликт.
Под верхним слоем проблем постулируемых лежит слой настоящих проблем, которые беспокоят абьюзера.  А именно: проблемы межличностных отношений. Другими словами, абьюзер на самом деле должен решить проблему своих отношений с жертвой. Позиция абьюзера в этих переговорах такая: я буду удовлетворен, если ты согласишься вступить со мной в отношения абьюзер-жертва.
Важный шаг в сторону контроля над развитием ситуации абьюза – это понимание того факта, что корень абьюза – это всегда проблема межличностных отношений. Каждое действие абьюзера направлено на усиление контроля над природой отношений с жертвой. В такого рода ситуациях Фишер и Юри в своём бест-селлере “Путь к согласию” рекомендуют “отделить проблему отношений от постулируемой проблемы; и решать именно проблему отношений между людьми.” Это – именно то, чему учит Айкидо. В Айкидо вы никогда не работаете с внешними проявлениями конфликта. Айкидо сосредоточено на разрешении проблемы взаимодействия между людьми. Потому что тренировки в Айкидо – это ролевой отыгрыш сценария абьюза, который доведен до настолько крайней – дисфункциональной – формы, что какая-либо попытка договориться о поверхностном попросту абсурдна.
САМУРАЙ-АБЬЮЗЕР
Постулируемая проблема – надуманная обида
Проблема взаимоотношений –
нужда в создании отношений абьюзер-жертва
Позиция
– для удовлетворения желаний самурая, мастер чайной церемонии должен стать его жертвой
Интерес –  поднять самооценку и общественный статус
МАСТЕР ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ
Постулируемая проблема – ее нет. Но есть необходимость принять проблему абьюзера
Проблема взаимоотношений – потребность избежать отношений абьюза
Позиция
– Если я останусь в живых – то и ты. Если я умру – то и ты
Интерес –  безопасность, сохранение самооценки и общественного статуса
Цель абьюзивного поведения агрессора – установление отношений вида абьюзер-жертва. Как избранная мишень абьюзера, вы должны постараться предотвратить такое развитие событий, при которых абьюзер загоняет вас в рамки роли жертвы. Часто случается, что жертвы абьюза винят во всех своих бедах абьюзера. И хотя в этом есть доля правды, как стратегия решения проблемы этот подход оставляет желать лучшего. Столкнувшись с абьюзером, не стоит наивно надеяться, что вы можете изменить природу другого человека. Вы обладаете властью и контролем над своей ролью в этих отношениях. Предлагаю сосредоточить все усилия на том, чтобы не обнаружить себя в роли “жертвы”.
К сожалению, если абьюзер достаточно силен, он может причинить вам травму и против вашей воли. Поскольку словарное определение слова “жертва” гласит, что это “человек, пострадавший от разрушительного или насильственного действия”, кажется, что в этом случае человек-цель абьюзера автоматически попадает в категорию жертвы. Мне такой подход не нравится, потому что часто случается, что люди переживают ужасные вещи, но проходят сквозь эти бури с такими легкостью и спокойствием, что никому не приходит в голову наклеить на них ярлык “жертва”.
Моя подруга попала в ужасную автокатастрофу, в результате которой она оказалась частично парализованной, и всё же каждый год она принимает участие в летнем лагере Айкидо. И тренируется там с такой силой духа, что нам всем стыдно: мы не проявляем такого упорства. Благодаря упорной и кропотливой работе над собой, она прошла курс восстановления. Итоги превзошли наилучшие ожидания лечащего врача. Как-то я сказал ей, что её поведение в этот трагический период жизни делает её героиней в моих глазах. На что она ответила: “Ну а какой у меня был выбор?” Она могла согласиться с тем, что стала жертвой обстоятельств, или перешагнуть через случившееся и жить на полную дальше. Не так давно она получила третий дан Айкидо. Итак, мой совет: даже если вы пострадали от неудачного стечения обстоятельств, никогда не примеряйте на себя ярлык “жертва”. В конце-концов, какой у вас выбор?

Часть 3

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: