ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт
Нисио Сёдзи

Говорят, что О-сенсей практиковал работу с мечом и посохом, но важно понимать, что это происходило в период создания современного Айкидо. Даже подражая ему, мы не сможем пройти дальше, чем он. О-сенсей часто говорил нам: “Этот старик достиг нынешнего уровня, вы должны превзойти меня, достраивая фундамент, который я оставил.” Мы же склонны подражать ему и двигаемся назад. Возможно, через десять лет мы будем практиковать Айкидо, каким оно было несколько лет назад. А через 15 – вернёмся к формам, существовавшим ещё раньше. Это неправильно. Раз за разом он говорил нам, что необходимо идти вперёд, выйти за пределы того, что смог достичь Основатель. Мы же не понимали значения его слов.
– Нисио Сёдзи, Aiki News 60, 1984

Когда Сайто Морихиро-сенсей издал первые книги своей знаменитой серии в попытке сохранить то, что он считал сущностью айкидо Осенсея на пике его мастерства, он включил в них “портретные” фотографии всего троих (помимо самого Основателя и самого себя): Уэсиба Киссёмару, Сиода Годзо и Нисио Сёдзи. Сайто был выше политики. Можно сказать, что этими тремя фотографиями (и своими книгами), он создал “золотой мост”: Сиода-сенсей знаменовал богатства прошлого, второй дошу – политико-семейное сбалансированное настоящее, Нисио-сенсей – айкидо будущего. Принимая во внимание бескомпромиссность взглядов Сайто-сенсея в том, что касалось “версий” айкидо, продвигаемых другими инструкторами, его признание Нисио-сенсея – нечто особенное. Что может быть большей честью, чем заслужить признание Морихиро Сайто как пример будущего  айкидо!

Нисио-сенсей разоблачил множество предрассудков об отношениях учитель-ученик, тиражируемых как японцами, так и не-японцами. Мы слышим об отказе от собственного “я”, о самопожертвовании. Возможно, некоторые из нас постарались так прожить свои жизни в айкидо. И хотя лояльность Нисио-сенсея к Уэсибе не подлежит сомнению, он сохранял личную независимость. Когда все вокруг кланялись и склонялись, он кланялся и стоял ровно. Хороший дзюдока и каратека, он остановил свой выбор на айкидо. Услышав, что техники айкидо основаны на работе с мечом и посохом, но не имея возможности глубоко исследовать этот вопрос в Айкикай, он обратился к альтернативным источникам знаний, занимался и йайдо, и дзёдо, соединил всё это вместе в единое целое. По сути, в новое айкидо.

Позвольте заметить вам, насколько выдающимся был его уровень владения мечом и посохом. Лишь три раза в жизни у меня перехватывало дыхание при виде работы мастера. Это были выступления Отаке Рисуке, Куроды Тетзуана и Нисио Сёдзи.

Нисио-сенсей придерживался двух основных принципов: упорность в тренировках и высокоморальное поведение. Он публично выражал своё недовольство тем, что айкидо на островах потеряло в репутации боевого искусства. Он изо всех сил старался исправить эту ситуацию. И в то же время в основе всего, что он делал, лежали наставления по морали и этике Уэсибы Морихея, то, что он сам называл “Yurusu Aikido”. Для Нисио-сенсея, смысл тренировок был в том, чтобы обрести силы положить конец насилию как вовне, так и внутри себя.

Нисио-сенсей был лишён преимуществ интенсивных индивидуальных тренировок, которыми наслаждались довоенные ученики Осенсея, такие как Ширата, Юкава, Сиода. Ранние 1950-е, когда Нисио-сенсей изучал айкидо, были годами, когда Осенсей мог месяцами отсутствовать в додзё. Зал посещало всего несколько человек. И хотя Осенсей не был рядом, чтобы день за днём выправлять его айкидо, чтобы в подробностях рассказать о бросках, атеми, удержании и оружии в айкидо, Нисио-сенсей испытывал глубокое влияние мастера.

Он понимал, что все эти элементы необходимы в айкидо, и в меру своих способностей шлифовал их как мог, используя ту информацию, которая была ему доступна. Это был базис из дзюдо, карате, дзёдо, йайдо. Всё это он включил в своё понимание послевоенного айкидо, которое изучал под руководством одного из шиханов, практикуя айкидо в группе будущих гигантов мирового айкидо. Динамическую энергию его работы в паре можно описать так: чаще всего он тренировался с Тада Хироси.

Практически все ученики Уэсиба Морихея, как довоенные, так и послевоенные, старались повторять техники Основателя. Они были ограничены каждый по-своему: проведённым рядом с Осенсеем временем, врождёнными дарованиями, насколько понятно Осенсей учил в тот период, насколько успешно они “украли техники”, смогли ли они правильно “додумать” всё то, что не было передано им явно. Даже те мастера, кто отстаёт от основателя на несколько поколений (например, ученики шиханов второго Дошу), старались, в меру своих талантов, достичь идеала, которым для них являлся Основатель. Другими словами, их внутренний каркас был выполнен по образу и подобию Осенсея. Даже если какая-то его часть отсутствовала: кокю-рёку, айки, атеми вместо тски, каешиваза в непредвиденной ситуации. Образно выражаясь, все пили из одинаковых бутылок, но вино в некоторых из них оказалось разбавленным.

Я могу назвать только двух учителей, встреченных мной в Айкикай, которые имели иной “каркас”. Это Нисио Сёдзи и Куроива Йосио. Куроива-сенсея легко описать: в своём айкидо он использовал механику бокса. Скручивание бёдер, апперкоты и хуки, тски в форме джеба вертикально расположенным кулаком. Он добавил к репертуару айкидо проходы в ноги и переход в партер из западной борьбы (захват за одну из ног). Его искусство на первый взгляд было похожим на айкидо, в нём были своеобразные шихонаге, иккё, ириминаге и всё прочее, но двигатель в его машине “айкидо” отличался от двигателя машины “стиль Уэсибы”.

Айкидо Нисио-сенсея сложнее описать. Вместо того, чтобы сделать своё айкидо ковчегом для чего-то иного, он применял его как раствор, в который кидал и перемешивал все доступные ему боевые искусства. Однажды на демонстрации других боевых искусств Осенсей сказал свою знаменитую фразу: “В Айки, мы делаем так”. Нисио-сенсей  мог бы сказать: “У меня, мы делаем так”.

Как “так”? Всё зависело от маай. Классические броски из айкидо, но выполненные на конкретной дистанции, позиция уке подготовлена заранее ударами, которые подозрительно напоминали репертуар карате. При этом его тело было абсолютно расслабленным, он двигался скорее как танцор балета, чем как японский каратека. В его работе был своеобразный ритм движения и остановок. Иногда у меня в голове возникал образ капли дождя, застывшей на краю листа. Вся эта накопившаяся потенциальная энергия. И тут она срывается. И потом в ином месте в той же технике, он снова умудрялся повторить это. Оказываясь слишком близко, я мог оказаться брошенным с помощью аши-бараи или тай-отоси (техники дзюдо).Он достигал кудзуши, работая буквально лишь кончиками пальцев,  в которых  он мог сосредоточить всю силу своего тела, приложенную под правильным углом. Среди шиханов айкидо есть много людей, пришедших из дзюдо, но практически для каждого из них дзюдо стало всего лишь фундаментом для техник айкидо. Айкидо для них важнее.
Иногда я думаю, что Нисио-сенсей имел склонность к системной интеграции, смелость человека, которой многие бывшие дзюдоки в айкидо оказались лишены. Он обладал отвагой, необходимой для проявления всех полученных знаний из всех изученных боевых искусств. Нисио-сенсей создал амальгаму в айкидо, подобную белому золоту: где заканчивается серебро, где начинается золото? Ответа нет, есть лишь сверкающий и переливающийся серебром с отблесками золота металл.

Его работа с оружием подчинялась тем же принципам. В его работе с дзё не было ничего из Синдо Мусо-рю, которое он изучал, его йайдо при одиночной работе  могло показаться классическим, но техники айкикен кумитачи мало походили на йайдо кумитачи. В работе с оружием он устанавливал связь с центром партнёра, после чего сохранял эту связь, переходя из одной стойки в другую, меняя угол, перемещаясь в пространстве. Он всегда атаковал самую уязвимую точку уке. Тело в идеальном балансе, атака под идеальным углом.
Я никогда не разговаривал с Нисио-сенсеем о кокю-рёку или айки, нигде не встречал упоминаний, чтобы он говорил о таких вещах. Мне было бы интересно узнать его мнение о мощи Осенсея. На самом деле, я не думаю, что Нисио-сенсей получил от Основателя наставления по этому аспекту боевых искусств. Скорее похоже, что он просто взял все заметные стили японских боевых искусств XX века и растворил их в своём айкидо. Это была попытка вместить Британскую энциклопедию в один том.

Мой опыт  укеми для Нисио-сенсея похож на ощущения от спарринга с мастером багуа Su Dong Chen. Хотя, конечно, их техники заметно отличаются. Как только случался контакт, вас слегка разбалансировали. И с каждым последующим движением вы оказывались в очередной ловушке, уже готовые для атеми, болевого захвата или броска. Для меня это было похоже на прогулку в ночном лесу, только вместо “зрительной слепоты” я оказывался “тактильно слепым”, врезался в деревья, спотыкался о камни и кусты, пока не оказывался окончательно заблудившимся.

Ниcио-сенсей был очень талантливым атлетом и мастером боевых искусств. А также человеком сильных моральных качеств. В своей книге (Dueling with O-sensei: Grappling with the Myth of the Warrior-Sage) я упоминаю, что в его додзё было достаточно крутых парней, которые с радостью причинили бы тяжкие телесные повреждения любому желающему. Но как только что-то подобное начинало происходить на татами, Нисио-сенсей оказывался там и очень мягко – всегда максимально мягко – подходил и начинал наблюдать. И если этого самого по себе было не достаточно, чтобы остановиться, он спрашивал: “У вас всё хорошо?” И немедленно всё становилось хорошо.

Таким он и остался в моей памяти. Всегда джентльмен. В безупречном кейкоги, или в безупречном костюме. Мягко шагающий, всегда на шаг впереди. Будь то на бульваре или в броске через бедро.

-Ellis Amdur

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: