ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

В прошлых статьях из этой серии мы наблюдали, что цикл айки-взаимодействия подобен циклу дыхания: вдох-выдох. Принцип вдоха можно увидеть во многих эпизодах нашей повседневной жизни: мы едим и пьем, наблюдаем, слушаем, чувствуем, вбираем информацию и эмоции. Искусство tori – делать эти вещи хорошо. В Айки это соответствует инь.
Аналогично и с выдохом. Мы исторгаем из себя продукты жизнедеятельности, производим что-то, мы говорим, строим, преследуем цель. Помните: kiai (крик – 気合) состоит из тех же кандзи, что и aiki (合気/合氣 ), только записанных наоборот. Мы отдаем свою энергию вселенной. Задача uke – делать это качественно. В Айки это соответствует янь. И хотя наше искусство называется “айкидо”, следует понимать, что “киайдо” – само собой разумеющийся и необходимый элемент во всём, что мы делаем.
В любом случае, и Будда, и Златовласка согласились бы, что равновесие достигается тогда, когда мы делаем что-то в правильном количестве и пропорции: не слишком много, не слишком мало… правильная пропорция.
На тренировках мы часто говорим об uke и tori (или nage) как о явно определенных ролях. И на все время взаимодействия человек определяется в качестве того, или иного. Это удобная условность, но на самом деле мы сильно упрощаем. Как я уже говорил ранее, игроки могут меняться ролями. Tori – кто-либо, получающий и перерабатывающий энергию в данный момент времени. Uke – тот, кто направляет энергию во внешний мир. Айкидо – это и есть умение уровнять поток энергии между игроками (и, в значительной степени, энергию окружающей среды).
Когда кто-либо или все участники могут слиться с циклом kokyu (дыхания) в противоположных фазах – создается возможность для айки. Другими словами, вдох может быть встречен выдохом, а выдох – вдохом. Однако встреча киай (в данном случае я подразумеваю всякое внешнее проявление силы или энергии) нападающего аналогичной яньской реакцией, скорее всего, приведет к коллизии. Также, если оба игрока проявляют отношение инь, то никакого контакта или взаимодействия не получится.
Фундаментальный тезис данной статьи – это что естественный порядок вещей может быть соблюден только при условии, что энергии нападающего и обороняющегося находятся в гармонии. Это – Синтаксис Айки.
Направление энергии вовне – характерный признак uke. Не важно, говорим ли мы о хищнике, гопнике, воре, любовнике, студенте. Шаги, которые все эти категории uke должны предпринять, по своей природе одинаковые.
Поиск
Действие начинается, когда мы понимаем, что рядом открылась возможность для получения выгоды. Мы должны изменить свое состояние, чтобы последовать за целью. Целью может быть как устранение видимой угрозы, так и получение неких преимуществ. Наше решение может быть оппортунистичным или методично-систематическим. Как бы то ни было, что-то завладело нашим вниманием, и мы движемся по кратчайшей прямой для сближения с целью.  Мы ищем возможность для реализации своего замысла, или мы создаем такие возможности.  Мы устанавливаем удобную дистанцию между собой и объектом нашего желания.
Захват
Оказавшись на нужном расстоянии и полагая возможным перехват инициативы, мы используем свою энергию для атаки. Это – тот момент, когда хищник, охотник, нападающий бросаются на жертву. Удар-захват-борьба. Или же это любовник признается в своих чувствах.  Или это студент преодолевает рубеж, получая недоступное ранее понимание. В любом случае, жертва попалась, цель на мушке. Ружья заряжены, курки взведены. Время открыть огонь.
Удержание
На данном этапе предстоит интересное решение. Увенчались ли наши усилия успехом? Или это провал? Если успех все-таки был, следует предпринять шаги для его закрепления. Сокол возвращается в гнездо с добычей. Лев отгоняет гиен от трупа антилопы. Людоед тащит жертву в свою берлогу. Любовник добился расположения и теперь должен действовать, чтобы сохранить его. Учащийся должен переработать полученные знания, чтобы оценка на экзамене удовлетворила его ожиданиям. Трофей надо удержать.
А если провал? Жертва сбежала, и мы должны обеспечить свою безопасность. Грабитель бежит со сцены, охотник не должен стать добычей. Отверженный любовник залечивает сердечные раны, а студент должен компенсировать плохое выступление. Мы или сохраняем, или восстанавливаем свое равновесие, мы падаем и перекатываемся или смиряемся с удержанием, если это необходимо.
Возвращение
Как и Синтаксис Тори, последовательность действий uke циклична. Несмотря на результат, мы снова делаем это. Сразу или после некоторого периода отдыха и восстановления. Хищник снова выходит на охоту, любовь продолжается, несмотря ни на что, обучение, практика и адаптация бесконечны. Наполненные или опустошенные, мы все равно возвращаемся к поиску.
На тренировках айкидо встречается множество допущений и условностей, но они вовсе не должны противоречить принципам, изложенным в данной статье.
Обычно, uke нападает, а tori защищается. Однако, в тот момент, когда tori берет под контроль нападающего, роли меняются, и uke вынужден обороняться. Это – отличный, эффективный способ тренировок, при котором оба участника имеют возможность отработать как атаку, так и оборону в ходе каждого повтора. (Под “атакой” я подразумеваю удары и захваты в самом общем смысле, а также разбалансирование, скручивание и фиксацию суставов, броски и удержания всех мыслимых форм).
Как вариант, партнеры могут сохранить исходные роли на все время взаимодействия. Так называемый uke обязан постоянно прессовать tori своей атакой, пока последний не выполнит форму. Tori “вдыхает” атаку за счет открытия, слияния, заземления и – в итоге – отпускания. В  более сложных терминах, можно сказать, что tori действует как проводник для земли, которая на самом деле и принимает всю агрессию. Как если бы это земля делала вдох.
Или же партнеры могут начать и быть готовыми в любой момент принять ту роль, которая дает больше преимуществ, или которая позволяет лучше слиться с энергией партнера. Этот подход лучше проявляется в jyu waza, практике свободных форм. Однако ему есть место и в отработке kata.
В заключение не можем не коснуться инь-яньской сути ролей uke и tori. Да, в инь есть немного от янь и в янь есть немного от инь. Tori не пассивен, скорее восприимчив. Готовые принять энергию, мы должны действовать с чувством расширения, а наши чувства должны быть направлены вовне. В готовности принимать есть немного яньского. Что касается uke, то он не должен быть агрессивен, скорее уверен в себе. Преследуя свою цель, мы получаем множество информации, и должны постояно корректировать свой курс. Поэтому даже в преследовании проявляется инь. В этом отношении uke и tori – близнецы, похожие друг на друга во всем, кроме того, как они подходят к балансированию энергии.
И наконец, всё усложняется, если задуматься над выбором самих терминов. И “uke“, и “tori” обозначают берущего, принимающего. Всех тех, кто хочет поглубже нырнуть в эту загадку, я поощряю обратиться к вопросу сущности синтоистских богов Izanami и Izanagi. Предположительно, они являются центральным элементом в концепции айкидо О-сенсея. Если верить “Encyclopedia Mythica”,  имена божеств можно перевести как “женщина, которая приглашает” и “мужчина, который приглашает” соответственно.
Когда мы практикуем техники или формы айкидо, мы учимся подражать проявлениям айкидо. Иногда это необходимо, но может сбить нас с толку, если мы поверим, что “на самом деле делаем” айкидо. Рано или поздно (и мой личный совет: рано) придется научиться практиковать те самые вещи, которые делают айкидо возможным. И тогда уже мы не будем учиться “делать что-то”, мы будем учиться принимать участие в происходящем.
Цикл статей о Синтаксисе Айки задумывался как простое пошаговое руководство для тех, кто захочет найти способ совместить эти энергии нападения и защиты, чтобы избежать конфликта: Поиск / Открытие, Захват / Слияние, Удержание / Заземление, Возвращение / Отпускание. Действуя таким образом, в этом порядке, вы не ошибетесь. Возможно, путь воссоединения разлученных влюбленных Izanagi и Izanami так же прост как дыхание… и столь же сложен.
 
Росс Робертсон

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: