ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Татами был переполнен. В ожидании начала тренировки мы сидели плотно, локоть к локтю. Те, кому в сейдза досталось немного личного пространства, чувствовали себя счастливчиками. Я с волнением ожидал первого в моей жизни семинара под руководством Сейширо Эндо-сенсея.
Его голос донёсся откуда-то сзади. Он отчитывал нас за то, что мы сгрудились в кучу и не оставили друг другу свободного пространства. Как мы собираемся медитировать, толкая друг друга локтями? Как мы рассчитываем выполнить поклон, если соседи сжимают нас со всех сторон?
Тогда я ещё не понимал, но подобное начало семинара Эндо-сенсея было типичным. С тех пор мне часто довелось слышать эти вопросы. Мы просто собрались на татами в ожидании начала тренировок. Он же хотел, чтобы мы должным образом к ней подготовились. Мы радовались даже малюсенькому свободному пространству – он ожидал от нас медитации. Он не бранил нас. Он учил, учил с самого начала. О правильном состоянии ума, о том, как оно воспитывается правильным положением в сейдза и правильным поклоном.
В течение семинара мы не отработали ни одной техники, хотя сенсей и продемонстрировал парочку в самом конце. Вместо этого мы сосредоточились на упражнениях, смысла которых никто не понимал: странные движения, которые не смог объяснить ни один уке, с которым я работал. Мы толкали друг друга в бёдра, лопатки, лоб. Мы толкали руку партнёра, или тянули вниз устремлённый вверх кулак. Мой первый семинар Эндо-сенсея был ужасным! Не было ни одного элемента, который был бы похож хоть на что-то, что я практиковал ранее. Тогда ещё я этого не знал, но эти “глупые” упражнения лягут в основу моей практики айкидо в течение нескольких последующих лет.
Тем не менее, я привёз домой новый образ того, каким может быть айкидо. Когда Эндо-сенсей под конец семинара провёл показательные выступления, я не понял, что он делал и как. В прошлом я видел множество разных подходов к айкидо, в том числе в исполнении мастеров достаточно высокого уровня. Но я никогда не видел ничего подобного. Это не была просто вариация известной техники. Это был не просто “ещё один шаг вперёд”. Это было нечто иное. Я не имел ни малейшего понятия, почему его уке был вынужден двигаться так, как он двигался. Это казалось волшебством. Что касается меня – я впервые увидел, что такое айкидо на самом деле.
По-настоящему я “познакомился” с Эндо-сенсеем год спустя, когда наконец мне довелось почувствовать его техники. Мы стояли в ай ханми. Соприкасались только малюсенькие волоски на наших руках. Не более: ни захвата, ни касания. Скорее ощущение, чем контакт. Внезапно я оказался оторван от земли. Я упал ровно туда, где только что стоял. Сенсей продолжал говорить с моим партнёром. Меня вдолбили в землю по ходу объяснения.
Как он этого достиг этого – я не мог понять. Это было за рамками моего опыта. За рамками моего воображения. Я не ощутил прикосновения, не почувствовал контакта. Вообще ничего не почувствовал!
Ни понимания, где верх, а где низ, ни чувства падения, никакого осознания, что происходит. Некое подобие пустоты. С тех пор мне часто доводилось переживать подобное чувство. Я не исполняю укеми, когда Эндо-сенсей бросает меня. Я проваливаюсь в пустоту.
Позже в ходе этого же семинара, сенсей исполнил на мне никё. Я очень чувствителен к боли. Но он улыбнулся и сказал: “Никакой боли!” И действительно: боли не было. Я вообще ничего не почувствовал. В этот раз я не провалился, но ощутил себя. Это было похоже на чудо, как если бы я делал никё сам себе. Как если бы всё происходило внутри меня, внутри моего тела.
Когда Эндо-сенсей работает над контактом, изучая взаимодействие тори и уке, я на самом деле не ощущаю его или его движения. Скорее я ощущаю сам себя. Как если бы я сам делал со своим телом то, что ему нужно. Я пытаюсь толкать или освободиться, но не могу добраться до него, хотя он стоит совсем рядом. Я не ощущаю сопротивления, даже самого “мягкого”. Я не чувствую, чтобы меня вели, даже самым ненавязчивым образом. Я будто борюсь сам с собой, вместо того, чтобы бороться с контролем другого человека.
Со временем я понял, что “глупые” упражнения Эндо-сенсея вовсе не случайны, что это точный, ясный и структурированный дидактический материал. Они созданы для того, чтобы изучить работу собственного тела, а также – взаимодействие тори и уке. Продолжительное время сенсей вообще не преподавал никаких техник на своих семинарах. Вместо них были основы кихона, которые давали ученикам возможность свободно управлять собственным телом без усилий и напряжения. Этот набор упражнений помогает добиться перемен в строении тела, осанке и движениях. Более того, с их помощью, ученик изучает “основы основ”: деай (первая встреча), атари (контакт), мусуби (связь), сабаки (движение).
Я уверен, что с точки зрения Эндо-сенсея естественные движения спонтанно случаются при условии внутреннего покоя и расслабленности тела. Поэтому его практики айкидо связаны с обретением внутреннего покоя тела и сознания. Один из учебных DVD Эндо-сенсея так и называется: “Покой и движение – едины”. Сенсей часто заостряет на этом внимание. Работа над сердечными переживаниями и разумом для него не менее важна, чем работа с телом. Поэтому он иногда даёт такие простые упражнения как “сели-встали” или движение сквозь шомен учи. Обычно они исполняются в начале тренировок, чтобы помочь людям обрести покой, перестать думать, достичь нужного состояния сознания.
То, что я переживаю некоторые приёмы как “проваливание в пустоту” или “борьба с самим собой” связано с определённым методом тренировок. Хотя сенсей не уходит с моего пути, я не ощущаю никакого сопротивления. Хотя уке свободен в своих движениях, это сенсей двигает уке. Хотя сенсей не уклоняется от атаки, но встречает её – не происходит ни малейшего конфликта. Характерной особенностью его айкидо является то, что он не осуществляет захваты какого-либо рода. Ему это не нужно. Он просто двигается. そのまま (sono mama) – “просто вот так”. Естественно.
– Carsten Möllering

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: