ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Управление додзё
плюсы и минусы

Мир часто кажется подобным голограмме или фракталу. Общая форма воспроизводится в каждом элементе. Поэтому наш опыт в субкультуре айкидо как правило справедлив и для общества в целом. И это – ещё одна из многих причин для исследования айкидо во всех его проявлениях.
Безусловно, главный аспект айкидо – это тренировки на татами. Это возможно только в додзё. Следовательно, айкидо додзё просто обязано существовать, если мы хотим изучать айкидо. И нам всем повезло, что мы нашли своё додзё, когда решили тренироваться. Иначе мы бы с вами говорили, например, о боулинге.
С течением времени, некоторые из нас принимают на себя ответственность за управление додзё. Другие не мыслят продолжения своего пути в айкидо без открытия собственного. Не сомневайтесь, открывайте своё додзё, как только появляется необходимость!
Наша вселенная устроена таким образом, что выживание и развитие достигаются за счёт регенерации. В нашем скромном масштабе айкидо это проявляется в новых учениках, приходящих в додзё. И в опытных учениках, открывающих свои додзё.
Изучение айкидо, начиная с самого первого неуклюжего укеми, – это борьба. Как и управление додзё. Коротких путей нет, а если бы были, то это было бы также скучно, как наслаждаться Парижем по открыткам. Или делайте это по-настоящему, или не делайте этого вовсе.
Я приложил руку к основанию пары додзё, и был свидетелем создания и развития ещё нескольких. Вот мои соображения. Если они оказались вам полезны – скорее всего, вы в самой гуще аналогичного процесса.
Вам нужны партнёры по тренировкам
Вы знаете, зачем открыли додзё: вам просто нужны партнёры по тренировкам. Возможно, вы оказались во главе, когда бывший dojocho ушёл, возможно, вы открыли новое додзё, потому что переехали в другой город. Или вы просто хотели изучать айкидо в иной манере, отличной от той, какая практикуется в вашем старом додзё. Какая бы ни была причина, вам нужно додзё, потому что нужны люди, с которыми можно продолжать ваши практики айкидо.
Не забывайте об этом. Само по себе, это уже является достаточной причиной, чтобы открыть новый зал, несмотря на все потенциальные сложности. Это также служит своего рода компасом, помогающим при принятии решений во всём, что касается создания и управления додзё. Решения, помогающие вам в тренировках, – хорошие решения. Решения, усложняющие вам тренировки – плохие. Конечно, у вас должно быть какое-то чувство перспективы, что-то, выходящее за рамки “доживём до понедельника”. Однако самое главное: вы хотите тренироваться в додзё, вы ждёте следующей тренировки с нетерпением. Иначе что-то пошло не так.
aikido dojo
Тренировка Айкидо в нашем додзё
Поэтому без колебаний придавайте додзё и учебной программе те формы, которые вам кажутся предпочтительнее, которые отражают ваши вкусы в айкидо. Если вы – сторонник какого-то конкретного стиля в айкидо, посвятите ваше додзё именно этому стилю. Если вам по душе небольшая секция с парой учеников, которые одновременно являются вашими близкими друзьями и вы относитесь к ним как к равным – придерживайтесь этого подхода, и не пытайтесь набирать большую группу. Чем больше додзё отражает ваши устремления, тем в большей гармонии вы находитесь, тем более вдохновлённым лидером вы окажетесь.
Соответственно, если по какой-то причине додзё развивается в направлении, которое вам не подходит, – без колебаний уходите. Вы сможете либо найти новое додзё по своему вкусу, либо основать собственное. Может быть, меняется не додзё, – меняетесь вы. Перемены – движущая сила вселенной. Не ожидайте стабильности год за годом. Ожидайте перемен. Только так вы сможете приспосабливаться к окружающей реальности.
И всё же, пока не наступит тот день, когда вы решаете покинуть додзё, если уж вы управляете им, то управляйте в соответствии с собственными предпочтениями.
Первое поколение
Для молодого додзё колоссальное значение имеет первое поколение учеников. Они задают характер додзё. Если это люди, полные энтузиазма по отношению к тренировкам, находящие радость в компании друг друга, – додзё будет успешным предприятием. Оно выживет и будет процветать.
Большой тайны в этом нет, и всё же запомните. Вам стоит действительно постараться и набрать некое количество людей к моменту открытия зала. И вы должны проводить тренировки так, как хотите. Вплоть до того, чтобы при необходимости выгонять тех, кто не желает или не способен адаптироваться к вашему подходу.
Не подстраивайте своё айкидо или додзё под вкусы толпы в надежде привлечь множество людей, с которыми на самом деле вы бы никогда не захотели тренироваться. Это может привести только к неприятностям и конфликтным ситуациям, в том числе к развалу додзё и его закрытию.
aikido dojo
Тренировка айкидо в нашем додзё
Когда открывается новое додзё, очень быстро образуется коллектив “ключевых фигур”, которые представляют из себя гомогенное сообщество. Эта сила может быть посильнее авторитета dojocho. Когда вы только начинаете тренировки, вы ещё можете повлиять на то, каким будет это ядро. Но как только оно сформируется, оно обретёт огромную силу над руководством. Значительно большую, чем руководство будет иметь над ним.
Поэтому очень осторожно подбирайте первых учеников. Делайте всё, что необходимо, чтобы сохранить вокруг себя тех, кто вам интересен. И старайтесь держать на дистанции тех, кто действует против интересов додзё.
Не переживайте по поводу уходящих. Лучше небольшой коллектив с прочными межличностными связями и консенсусом, чем большая группа, где каждый чувствует отчуждение.
Конечно, додзё не будет на сто процентов соответствовать вашим ожиданиям. Как только группа начнёт формироваться, она будет влиять на все процессы в зале. Не вы. И это хорошо, потому что вас ждут сюрпризы, а ведь именно это делает приключение приключением. Прилагайте все силы в начальный период формирования додзё, и будьте готовы отступить слегка в сторону, чтобы окинуть взглядом то, что получается.
Хочу ещё раз подчеркнуть важность первоначального этапа в жизни додзё: первые недели и месяцы. Если вы хорошо подготовились и не теряете время, то в будущем всё будет намного легче.
Например, реклама вашего додзё. Не делайте акцент на самообороне, если вам это не близко. Не рекламируйте в СМИ и на форумах, если не хотите появления в зале людей с отношением к айкидо, далёким от вашего. Во время демонстраций старайтесь показывать то, как вы видите тренировки в вашем додзё.
Не стесняйтесь напрягать ваших учеников как на татами, так и за его пределами. Вовлекайте их в работу, связанную с развитием зала. Пусть они ощущают себя первопроходцами, потому что именно первопроходцы они и есть. Вы не испортите их – напротив. Они хотят быть сопричастны, хотят играть важную роль в создании додзё.
А те, кто не тянут лямку, – ну, вам всё равно не нужны такие ученики. Всякий, кто ожидает, что он занёс денежку и его надо обслужить, недостоин тренироваться в додзё. С другой стороны, люди, которые с энтузиазмом помогают вам, – ученики что надо, даже если у них две левые ноги и они не отличают омоте от ура.
sword training
Тренировка с мечами за стенами додзё
При работе с первым поколением учеников ваши тренировки должны быть особенно интенсивны. Проводите с ними побольше времени как на татами, так и за его пределами, возите на семинары, приглашайте других учителей в додзё, чтобы ваши ученики с ними познакомились и ощутили связь с айкидо-сообществом в целом. Не бойтесь передозировки. Больше – не меньше. Кто, если не вы? Когда, если не сейчас? Пусть вас ограничивает только ваше воображение.
Как правило, ученики первого поколения – это самые выносливые и самые упорные. Ну и, конечно же, вы и сами с нетерпением ждёте, когда они подрастут до подходящего уровня, чтобы вы могли продолжить развиваться как айкидока. Будьте нетерпеливы, тяните их вверх.
Обустройство на новом месте
Скорее всего, вам удасться сохранить первое поколение учеников в течение нескольких лет. Они будут казаться ненасытными. Все тренируются, много времени уделяют додзё и тренировкам, как будто в жизни нет ничего важнее. Будет очень весело.
Дела в додзё постепенно войдут в более спокойное русло, оно обретёт свои отличительные черты. Структура укрепится. Появятся традиции. Не беспокойтесь о том, чтобы всё это распланировать заранее. На самом деле, будет лучше, если такие вещи сформируются по ходу дела, чтобы их можно было адаптировать к характеру додзё.
kyu test
Аттестация на степени кю в нашем додзё
Поэтому в самом начале избегайте детально расписанной аттестационной программы. По мере того, как ваши ученики получают степени кю, вы сможете видеть, что нужно для следующего этапа. Таким образом, ваша программа будет более гибкой и рабочей.
Это справедливо и для внешней аттестационной системы, например для Айкикай Хомбу или той, которая используется в вашем стиле айкидо. Возможно, вы не можете изменить что-то в технических требованиях вашей системы, но у вас сохраняется свобода в том, как их применять. На чём сделать акцент, на что обратить меньше внимания. Что для вас важно в каждом экзамене?  Что вы хотите увидеть в дополнение к общей программе? Всякую аттестационную программу необходимо более-менее адаптировать к конкретному додзё. Не стесняйтесь делать это настолько, насколько вам кажется необходимым. Иначе ваше додзё рискует превратиться в бездушный механизм.
kyu test
Аттестация на степени кю в нашем додзё
Не забывайте, что аттестация – вторична, а тренировки – первичны. Степени должны отражать характер тренировок айкидо. Они не должны превратить ваши тренировки в рутинную подготовку к следующему экзамену.
Мой совет – превратить аттестацию в веселое событие, происходящее с определённой периодичностью, но не придавать при этом экзамену такого большого значения, что он затмевает тренировки. Цель тренировок – тренировки. Не аттестация. Занимаясь айкидо, человек становится лучше в айкидо. В этом смысл.
При этом, внимательно относитесь к вопросу аттестации. Воспитывайте в учениках чувства уважения и доверия к экзаменационной системе. На самом деле, они будут требовать этого от вас.
kyu test
Аттестация на степени кю в нашем додзё
Что касается расписания – вы должны быть готовы его изменить. Первое поколение учеников захочет тренироваться как можно чаще, но не менее важно, чтобы они могли попасть на каждую тренировку. Найдите баланс между желаемым и действительным, иначе очень быстро у вас будет два вида учеников: те, кто всегда на занятиях. И те, кто всегда не могут успеть.
Если вы хотите, чтобы все ученики принадлежали к первому подмножеству – желаю удачи. Но тогда скорее всего у вас в зале будут одни подростки, двадцатилетние неженатые/ незамужние, без детей и безработные. Такое додзё долго не проживёт.
Общее правило такое: позвольте додзё обрести ту форму, которая подходит большинству (желательно всем) из ваших учеников первого поколения.
Если ваше додзё – это и есть ваша организация, вам потребуется инструкторский совет и прочая организационная чепуха. Это деликатный вопрос. Кого пригласить? Первое поколение учеников вполне естественно будет ощущать себя равными вам, и это замечательно. Но всё можно легко испортить, если наделить кого-нибудь одного из них функциями и титулами.
У клуба должен быть статут, должен быть инструкторский совет, ежегодные собрания, и тому подобное. Но во время первооткрывательского ража первых лет работы, лучше относиться к этим вещам попроще, вплоть до полного пренебрежения. Некоторые решения требует собрания инструкторского совета или чего-то подобного, но всё равно их необходимо заранее открыто обсуждать со всеми участниками, чтобы все были причастны к процессу принятия решений.
Инструкторский совет не должен преподносить никаких сюрпризов. Все его решения – а также решения ежегодного собрания секции, если у вас такое есть, – должны быть единогласны. Если согласия нет, особенно в начальный период жизни вашей организации, – значит что-то пошло не так. На самом деле, как только для продвижения решения вам необходимо голосование, – стоит крепко задуматься.
annual meeting
Ежегодное собрание в нашем додзё
Обычно тот, кому принадлежит идея, становится председателем додзё. Сложно избежать этой почётной должности, но в ней есть недостаток: предполагается, что председатель обладает некоей особенной важностью. Следовательно, весь совет и все организационные дела как бы оказываются приподняты над кругом интересов обычных членов клуба.
Если кого-то из обычных участников коллектива назначить председателем, он(а) может выработать  у себя неадекватное чувство своей важности. Следует постоянно напоминать вашему председателю о незначительности этой формальной должности. Хорошее правило “по умолчанию” – найти на должность председателя того, кто не хочет этой должности. И не назначать тех, кто к ней стремится.
Это справедливо для всего инструкторского совета, как и для любой формальной должности в клубе вообще. Ищите тех, кого надо убедить занять пост. Избегайте назначать тех, кто с радостью предлагает себя.
Собрания инструкторского совета должны быть как можно более редким и неформальным событием. Ежегодные собрания клуба лучше проводить на татами, чтобы не терялась связь с учебным процессом. И помните, что если решение должно быть принято в ходе формальной процедуры, то все участники секции должны быть вовлечены в обсуждение.
Золотое правило для додзё, особенно в первые годы его жизни: все должны быть вовлечены во всё.
Новое поколение
Само собой, додзё нуждается не только в первом поколении учеников, но и в других учениках тоже. Как правило, их будет сложнее найти и сохранить. Сами того не зная, мешать этому будут ученики первого поколения.
Они участвовали в формировании клуба, и этим участием в некотором смысле наложили на него свою печать. Первое поколение более тесно связано между собой. Эти люди превращают додзё в подобие айки-семьи. Для тех, кто присоединяется позже, очень нелегко будет добиться признания в этом закрытом сообществе.
Редко когда о таком говорят вслух. Чаще всего, ни новички, ни старички даже не отдают себе отчёт о существовании этого феномена. И всё же, в конечном счёте это приводит к оттоку новичков, тогда как “старички”, кажется, остаются навсегда.
Как и в семье, единственный способ быть полностью принятым в клуб, где доминирует первое поколение учеников, – это быть приглашённым одним из них. Ядро клуба – его “внутренний круг”, и покуда ученики первого поколения держатся вместе, весь клуб является этим “внутренним кругом”. Если никто из них не будет прикладывать сознательных усилий к поиску новых учеников, клуб так и будет состоять из учеников первого поколения.
ukemi
Тренировки укеми в нашем додзё
В Японии существует система sempaikohai, что можно в общих чертах перевести как старший-младший. Она пронизывает все уровни японского общества, в том числе додзё. Когда кто-то присоединяется к японскому додзё, человек быстро находит себе поддержку и руководство со стороны одного из старших. Этот человек становится семпаем для новичка. До конца их жизни. А новичок становится кохаем для своего семпая.
Эта элегантная система решает проблему замкнутости “внутреннего круга” учеников. Семпай, уважаемый в додзё человек из первого поколения, обеспечивает новичку присоединение к этому кругу, и другие старшие ученики принимают новичка из уважения к семпаю.
С некоторыми изменениями эта система может применяться и за пределами Японии.
Всё начинается с главы додзё. Обычно это главный инструктор – сенсей в японской терминологии. Если он проявляет интерес к новичкам, то и старшие ученики, безусловно, последуют его примеру. Однако, учитель не может тратить всё своё время на новеньких, иначе старшие останутся без внимания. В таком додзё лучше быть новичком, чем продвинутым, и эта ситуация быстро приводит к деградации додзё. Основная забота учителя – это продвинутые ученики. Поэтому именно продвинутым ученикам следует заботиться о новичках.
Этого легко достичь, если поставить старших учеников вести тренировки для новичков, или хотя бы поставить их помощниками учителю на основных тренировках. В конце-концов, додзё – это место, где учат. Следовательно, если старшие ученики должны быть вовлечены в процесс обучения новичков, они конечно же сделают всё, что в их силах, чтобы новички остались в коллективе и продолжили обучение.
Я считаю, что в основе успешного додзё лежит способность коллектива уделять внимание всем звеньям цепи, начиная от новичка и заканчивая самым продвинутым учеником. . Однако это необходимо делать с учётом того факта, что старшие ученики – это сердце додзё. Как в Японии: нельзя стать семпаем вашего семпая, независимо от того, какую степень вы получите или как быстро будет развиваться ваше айкидо. Старшинство можно только принять, и отбрасывать его в сторону недопустимо.
Додзё, где вопрос старшинства игнорируется, потеряет стабильность: и новичкам, и старшим ученикам очень быстро станет некомфортно в таком клубе.
С другой стороны, не следует зацикливаться на вопросах старшинства. Не обязательно самым старшим участникам секции занимать места в инструкторском совете, или получать направления на проведение тренировок. Но их мнение следует учитывать и уважать в значительно большей степени, чем мнение новичков.
У новичка должно выработаться желание стать старшим учеником в будущем. Поэтому ваша система должна быть достаточно открытой, чтобы принимать новых участников и обеспечивать им своевременное продвижение во внутренней иерархии додзё.
Прощай, первое поколение
Пройдёт ещё какое-то время и случится неизбежное: первое поколение учеников развеется. Если это были молодые ученики, то они переженятся, заведут детей, получат интересную работу, и тому подобное. По той или иной причине, додзё обязательно лишится всех своих первоначальных учеников. Одного за другим.
Сначала это будет один или два. И хотя потерю почувствуют все, додзё и внутренний круг ещё сохранят стабильность. Но за первыми последуют другие, и внезапно почти все “старички” исчезнут в мире за стенами додзё. Даже если первое поколение сохраняло стабильность, скажем, в течение пяти лет, они могут легко разбежаться за один год.
Мне кажется, что этот процесс ускоряется со временем. Круг разорван, связи ослабли, большинство учеников первого поколения почувствуют, что их содружество кануло в Лету. И они обращают своё внимание на другие аспекты своих жизней.
Также, когда они теряют большинство в додзё, они могут ощущать себя в изоляции , чувствовать неприятие со стороны других учеников. Подобно тому, как политики теряют большинство и не могут удержаться на должности. Кажется, что власть захватывают более молодые. Что ж, это своего рода уход на пенсию. Он неизбежен и абсолютно естественен.
Может быть так, что останется только основатель додзё. Если ученики первого поколения стали близкими друзьями, практически братьями, то оставшемуся главе додзё будет очень одиноко. Это как лишиться связи со всеми вашими школьными друзьями после выпуска. Печально.
stenud
Мой класс в нашем додзё
Что же тут можно предпринять? Это случается со всеми, кто открывает додзё, поэтому неплохо бы иметь какое-то решение. Что ж, насколько мне известно, такого решения нет. Но можно найти утешение. Ваши друзья по додзё всё равно останутся вашими друзьями, даже если перестанете видеться на татами. Вас будут связывать общие воспоминания. Многие прекратят практики айкидо, но будут ценить то, что изучили за время, проведённое в додзё. С радостью признают, что обрели многое, как и вы.
И всё же, самым большим утешением будет то, что это ещё не конец. Есть младшие ученики, которые могут помочь старшим. Будут новые новички: их таланты ещё не раскрыты и не развиты. Для них вы станете не братом, а скорее родителем. И у этой цепи нет конца.
Задумайтесь: что вас больше всего вдохновляет? Ваше айкидо прошлого, или то, что вы надеетесь достичь в айкидо в будущем?
Я так и думал.
Когда уйдёт первое поколение, а это всегда происходит внезапно, додзё, скорее всего, заметно опустеет. Не только в плане количества учеников, но, и это более важно, в плане разрыва между уровнями учеников. Может быть, не будет больше юданся, и вы не сможете поддерживать соответствующий уровень тренировок.
Жизнь продолжается, и это можно только признать и принять. Но додзё, в котором вам как будто надо всё начинать сначала – это очень тяжёлый опыт. Поэтому часто случается так, что вслед за первым поколением учеников уходит и основатель додзё.
Если вы действительно хотите этого – уходите. Но только после того, как честно попытаетесь продолжить дело. Ваше додзё заслуживает второго шанса. Ради тех, кто остался тренироваться и ради тех, кто ещё придёт.
Если разрыв в уровнях настолько велик, что почти все оставшиеся ученики значительно ниже по уровню, чем ушедшие старички, придётся признаться себе, что вы не уделяли должного внимания регенерации додзё. В какой-то момент вы не дали новичкам почувствовать, что им рады, не убедили их, что они получат адекватный уровень преподавания, который поможет им развиться. Придётся улучшить эти аспекты работы.
Следующее, что предстоит сделать, – это убедиться, что самые старшие из оставшихся воспринимаются как основа додзё, подобно тому, как раньше все новенькие относились к ученикам первого поколения. Фокус в том, чтобы они сами себя так почувствовали. Когда старшие ученики в зале действительно ощущают себя старшими учениками, они будут чувствовать себя мотивированными развивать додзё.
Отличный способ добиться этого – привлечь старших учеников к осуществлению перемен в додзё. Поколения учеников сменились. Должны произойти иные перемены. Будьте смелыми, отнеситесь к этому как к своего рода перерождению додзё. Если привлечь к этому старших учеников, они станут своего рода первым поколением в обновлённом додзё. Возможно, они продемонстрируют столько же энтузиазма, страсти и усердия, как и первое поколение. И вам снова будет весело.
Учитесь в процессе работы. И тогда вам будет легче, когда всё случится во второй раз. В третий, четвёртый…
Обучая – учитесь
Если вы – основатель додзё, скорее всего, вы же и главный инструктор. И как вам хорошо известно, основной источник вдохновения при тренировках айкидо – это учебный процесс. Ученики стремятся к совершенству. Без какой-то перспективы самосовершенствования, тренировки превращаются в занятия по фитнесу. Полезно для здоровья, кому-то необходимо, но совершенно никакого задора.
Учителю также необходимо чувствовать, что его уровень растёт, иначе это становится просто работой. К тому же с низкой зарплатой или вообще без неё. Так кто же учит учителей?
Ученики. И это факт, а не кивок в сторону демократических процедур. Скажу иначе: вы учитесь, когда обучаете.
Когда вам нужно объяснить ученикам непосредственный принцип работы техники, форму её исполнения, вы сами обретаете более глубокое понимание приёма. Намного более целостное понимание, чем если бы вы просто тренировали это движение в качестве ученика в каком-то другом додзё. Технику нужно не только описать – её необходимо и показать. Вы всё больше и больше понимаете отдельные элементы движения, вы можете шлифовать их по отдельности или все вместе. Технику придётся демонстрировать на учениках разного уровня, с разными физическими данными. Нужно будет помогать им, вести их, когда они будут пытаться повторить технику на вас. Это заставит вас постоянно тестировать собственное исполнение и вносить коррективы в технику.
Преподавание айкидо – один из лучших способов изучить его. Каждый ученик, тренирующийся с партнёром в зале, рано или поздно приходит к этому пониманию. Помогая друг другу, они быстрее и лучше осваивают техники, чем если бы коммуникация между ними отсутствовала.
На регулярных тренировках учитель познаёт многое. Но этого недостаточно. Если вы хотите, чтобы ваши ученики развивались, чтобы они преодолевали встающие на их пути препятствия, вы и сами должны стать таким. Должны научиться хотя бы иногда быть учеником.
tamura
У нас в гостях – Тамура-сенсей
Езжайте на семинары! Учитесь у других учителей. Это не только оживит ваше айкидо. Вы не только получите новые идеи касательно техник и движений. Вы посмотрите на инструкторскую работу со стороны, почерпнёте для себя что-то новое в плане того, как быть учителем.
Приглашайте других учителей проводить занятия в вашем додзё! Это даёт вам те же преимущества, как при поездке на семинар. Плюс ещё кое-что. Вы можете стать таким же учеником в собственном додзё. Это расслабляет и учит смирению. Это забавно для ваших учеников, которые могу вести себя немного попроще рядом с вами. Не переживайте по поводу авторитета и уважения. Это само собой разумеющиеся вещи. Единственное, что может вам помешать их заслужить – это слишком настойчивая погоня за ними.
Более того, когда вы приглашаете другого учителя в додзё, или когда вы берёте учеников с собой на семинар, вашим ученикам выпадает шанс узнать вещи, которые вы им не даёте. Я не говорю о лучших, более продвинутых техниках или чём-то подобном. Просто о каких-то вещах, которые отличаются от вашего учения. И это даёт им шанс развивать своё айкидо так, что и вы в свою очередь начинаете учиться у своих учеников.
tamura
У нас в гостях – Тамура-сенсей
Мечта каждого учителя – это чтобы ученики его превзошли. Заставьте их хорошенько попотеть: не останавливайтесь на своё собственном пути к совершенствованию, при этом всячески помогая им и поощряя их прогресс.
Когда в додзё налажен процесс взаимного обучения, тренировки становятся более весёлыми и увлекательными. Радость от обучения – это очень важно.
Если относиться к Будо с угрюмостью, не знающей веселья, останется только дисциплина и дискомфорт. В такой обстановке никто ничему не учится. Скажу честно, это никому не нравится. Если вы хотите продолжать преподавать, если вы хотите, чтобы ученики оставались в додзё и развивались, научитесь радоваться тренировкам.
Вам как учителю стоит наслаждаться тренировками. Ученики подтянутся, если увидят, что вас вдохновляет айкидо.
Дайте себе свободу учить так, как вам нравится. Идите в том направлении, которое кажется вам привлекательным. Планируйте занятия так, чтобы вам не хотелось уходить, когда время тренировки заканчивается. Не переживайте, если вам заметят, что это эгоистично. Ведь если вам не приносят удовольствия ваши тренировки – то кому же они будут приятны?
Остерегайтесь двух опасностей: лени и гордыни.
Гордыня будет говорить вам: не практикуй те техники, в которых не уверен.  В результате, вы сосредоточитесь на том, что у вас выходит лучше всего. И поскольку тренировка – залог успеха чемпионов, вы, безусловно, улучшите техники, которыми и без того прекрасно владеете. А другие техники будут деградировать. Да и учиться вам самому при таком подходе особенно нечему.
Лень – медленный яд. Поначалу она действует так же, как и гордыня. Вы уклоняетесь от техник, которые вам по той или иной причине удаются не очень хорошо. Чрезмерное внимание уделяется тем техникам, которые для вас легки в исполнении. Постепенно вы будете всё меньше работать на тренировках. Ленивый учитель перестаёт посещать семинары и приглашать к себе других. Он уже ничему не учится.
Желание учиться – ключ ко всему. Пока вы учитесь и совершенствуетесь, вы наслаждаетесь процессом. Всё прекрасно.
Учитель учителей
В своей “Книге пяти колец” знаменитый самурай Миямото Мусаси написал: “Учитель подобен иголке, а ученик – нитке”. Будучи учителем, вы ведёте учеников за собой. Причина всего процесса обучения – их желание учиться. Да, игла направляет нитку. И всё же наличие нитки добавляет происходящему смысл.
Чтобы научиться учить вам потребуется вся жизнь. Возможно, в человеческой культуре нет деятельности более важной, чем педагогическая, поэтому стоит потратить свою жизнь на овладение этим искусством.
По пути к вам будут присоединяться разные ученики. Каждый из них пройдёт с вами какую-то часть пути. Каждое новое поколение учеников в додзё – это очередной шанс на перемены и обновления в учебном процессе. Используйте эту возможность. Критически пересмотрите свой подход к обучению, начиная с малейших деталей в том, как вы демонстрируете технику, как вы исправляете ошибки в стойке у начинающих, и заканчивая вопросами аттестации на степени shodan и выше. Как подготовить их к открытию собственного додзё?
Мы должны стараться преподавать так, чтобы ученики превзошли нас и стали выше нас. И всё же, айкидо – не соревнования. На самом деле, не бывает такого, чтобы один айкидока был лучше другого. Мы все разные, только и всего. Если инструктор айкидо и должен ставить перед собой цель, я считаю, что лучше сосредоточиться на таком преподавании, чтобы ученики сами захотели стать учителями. Быть учителем учителей.
На это может потребоваться некоторое время. И всё же, учитель не должен бояться отпускать учеников. Возможно, остаются какие-то знания, которые ученик ещё может получить от учителя, но в нужный момент следует отпускать ученика. Если он уже обрел достаточно уверенности и хочет открыть своё додзё – скорее всего, время настало.
Есть такая японская пословица: “Даже на камне, три года”. Она означает, что если вы хотите познать даже самое простое, вроде искусства сидения на камне, на это уйдёт три года. Но и по прошествии трёх лет, есть шанс всё ещё остаться сидеть. Японцы иногда используют эту пословицу, чтобы обозначить, что ученику требуется три года, чтобы понять, может ли его учитель быть чем-то полезен, поэтому нет смысла менять учителей чаще, чем раз в три года. Конечно, если через три года выяснится, что у вашего учителя есть чему поучиться, будет мудро задержаться у него подольше. Но также совершенно в порядке вещей, если вы уйдёте.
 
minegishi
У нас в гостях – Минегиши-сенсей
Меня до сих пор удивляет и мне льстит, когда ученики остаются со мной по истечении трёх лет. После этого периода я меняю своё отношение к ним, ожидая от них большей личной ответственности за их продолжающееся развитие в айкидо. Они должны проявлять инициативу, вроде посещения других додзё, семинаров, может быть, испытать себя в других дисциплинах, или ещё как-то разнообразить свои тренировки.
Также, если они остаются по истечении трёхлетнего срока, я отношусь к ним как к “заразившимся айкидо”. Даже если они перестанут тренироваться, оно всё равно останется с ними в мыслях и том, как они двигаются. Они запустили внутри себя процесс, который уже не остановится. И когда-нибудь вполне может настать день, когда они вернутся на татами.
Развитие студентов в айкидо можно разделить на несколько фаз. Я бы предположил следующие:
1 Новичок
В традиционном Будо эта фаза длится до получения чёрного пояса, однако на самом деле это преувеличение. Я бы отвёл на эту фазу первые год-два, в зависимости от интенсивности тренировок и талантов ученика.
В этой фазе обучение должно содержать два элемента: отработка основ айкидо и периодические “заглядывания в будущее”, каким должно быть айкидо опытного мастера. Без известной доли первого ученику не будет хватать уверенности в использовании своего репертуара техник, а без второго даже самый талантливый ученик быстро потеряет интерес к айкидо.
2 Среднее звено
Эта фаза начинается тогда, когда ученик овладел техниками укеми и способен без колебания продемонстрировать набор базовых техник. С этого момента как правило начинается стремительный рост мастерства ученика. Им нужно больше тренировок, и они должны быть более динамичными.
Я думаю, что именно в этот момент они должны одеть хакама. Однако по вопросу хакама мнения различаются от додзё к додзё. Кто-то запрещает ношение хакама до шодан, у кого-то различное отношение к хакама для мужчин и для женщин (что лично я считаю смешным). Для большинства додзё за пределами Японии консенсусом является разрешение надеть хакама с 3 кю. Откладывать позже – значит свести на нет положительное влияние хакама на осанку ученика и округлость его движений. Если заставить ученика ждать слишком долго – ошибки в его техниках станут привычками, с которыми уже не так-то просто будет справиться.
На этом этапе ученики должны посещать достаточное количество тренировок, чтобы как можно быстрее перейти в следующее качественное состояние. Они уже чувствуют себя “продвинутыми”, поэтому им следует оказывать всяческую поддержку. Тут не может быть никакого предела в стимулировании учеников тренироваться и покорять новые горизонты.
Этот период крайне интенсивен в айкидошной жизни каждого из нас, он оставляет неизгладимые воспоминания, которые потом очень радуют.
Конечно, ученики всё ещё должны тренировать базу, но также они должны иметь возможность периодически проверять уровень своих знаний. Даже если это означает эпизодическую показуху. Всё равно они будут искать эти возможности, независимо от пожеланий учителя. В любом случае, инструктор должен прилагать усилия, чтобы такие ученики сохраняли боевой настрой, иначе им быстро станет скучно. Или они забросят айкидо чуть позже, когда трудности накопятся, а привычка их преодолевать так и не выработается.
taninzugake
Тренировка танинзугаке в нашем додзё
3 Продвинутый
Обычно это уровень 1 кю – 1 дан. Сама степень, конечно, не может служить надёжным признаком. Надёжный признак – это что ученик достиг несомненного уровня владения техниками. Он обрёл уверенность в своём айкидо. Большинство техник ему уже знакомо. Он может объяснить их другим людям.
Пожалуй, это лучший индикатор продвинутого айкидоки: он способен обучить других техникам айкидо. По сравнению с ним, ученик среднего звена может быть и в состоянии обучить других приёмам, но ещё не имеет должных запасов терпения, а в самом обучении допускает серьёзные просчёты. Ученик среднего уровня более заинтересован в изучении приёмов и их практике, чем в наставничестве. Именно на продвинутом уровне у ученика появляется и растёт потребность учить других. Поэтому бывает полезно, если люди, достигшие этого уровня, получают возможность реализовать эту потребность в собственной группе, чтобы это не мешало их собственным тренировкам.
Для продолжения своего развития, продвинутым ученикам полезно переоценивать свои техники. Даже если их всё устраивает и они исполняют приёмы уверенно. Они будут вынуждены заниматься переоценкой в процессе наставничества. Но в какой-то степени этому поможет ещё более интенсивная работа с учителем. Для своих продвинутых учеников учитель должен быть готов ещё выше поставить планку, чтобы они не довольствовались достигнутым уровнем, но шли всё дальше и дальше вперёд.
Совершенствование айкидо достигается благодаря постоянному пересмотру. Продвинутые ученики должны подвергать сомнению всё, чему обучились. Они должны обладать отвагой, чтобы отбросить решения, на которые полагались в прошлом, если это необходимо для освобождения сознания в поиске более совершенных методов. Даже если это означает на какое-то время снова ощутить себя новичком.
Конечно, продвинутым ученикам нужен продвинутый учитель. Такой, кто может ставить перед ними новые задачи, который может их вдохновлять на новые свершения. Следует быть реалистом в том, до какого уровня вы можете тренировать своих учеников. Если мерять в данах (а это стоит делать крайне осмотрительно), вы должны спросить себя, до какого дана вы способны довести учеников. Ваш собственный уровень может подсказать ответ на этот вопрос, но иногда такое суждение бывает ошибочным.
Независимо от вашего уровня, независимо от уровня учеников, наступает день, когда надо признаться в том, что вам больше нечему учить этого ученика. Ему снова пора в путь: искать нового учителя или открывать своё додзё. Желательно, и то, и то.
nishio
У нас в гостях – Нисио-сенсей
4 Учитель
Эта фаза наступает, когда ученик накапливает достаточно уверенности, чтобы открыть собственное додзё, возглавить его и взять на себя ответственность за учеников на всём этапе их обучения (от начального до продвинутого). Компетентность, обычно обозначаемая степенью 4 дан – это, скорее всего, то, что надо. Но, опять же, сама по себе степень не является надёжным указателем.
Отныне человек сам отвечает за своё дальнейшее развитие в айкидо. Конечно же, ничто не мешает ему продолжать учиться у учителя, чья помощь и поддержка так помогли ему на этом пути, и всё же выбор должен оставаться за учеником. Учитель может помогать, но больше не может вести.
Если человек на этом уровне более не способен найти учителя или основать своё додзё, то атмосфера в его старом додзё будет постепенно меняться. Всем станет немного тесновато. Так и есть на самом деле. Слишком много учителей в одном зале – это угроза разбить коллектив на отдельные группы, и как следствие – угроза всевозможных конфликтов.
Если разделить области ответственности учителей, то на какое-то время вы спасёте ситуацию. Но это будет очень непросто. Все ощущают нужду учить, у каждого свой подход. Крайне сложно ужиться двум мастерам в одном додзё.
Если ведущий инструктор додзё “сильно продвинут”, то даже те ученики, которые достигли стадии “учитель”, может быть, захотят остаться и продолжать обучение, как будто бы и не было ничего. Однако всё-таки было, и ведущий инструктор должен изменить своё отношение к таким ученикам: теперь они скорее почётные гости. И сами эти гости должны приложить усилия, чтобы от их преподавательских талантов был толк в каком-то ином месте, потому что в своём родном додзё они всего лишь продолжают учиться. Потому что именно это в конечном счёте вы и будете всегда должны своему учителю: вы должны учить других.
– Стефан Стенудд

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: