ЗАТЕЛЕФОНУВАТИ:     +38 (096) 27 33 091
Open/Close Menu Офіційний сайт

Если боевые искусства на самом деле вовсе не “боевые”, если даже сравнивать их между собой не имеет смысла, то какая от них может быть польза в современном обществе?”
боевые искусства
Боевые искусства привлекли к себе внимание западной культуры в 1960-х. Японские, а вслед за ними и китайские фильмы, изображающие героических воинов, захватили воображение западного обывателя и породили бум новых ролевых моделей героизма и силы. Бум, который с лёгкостью преодолел все культурные границы. Акира Куросава и его эпические полотна, Тоширо Мифуне и его актёрская игра – всё превратилось в культ.
Жители стран запада толпами ринулись изучать японские, китайские, корейские боевые искусства. Школы открывались повсюду. Какое-то время успех порождал успех, и боевые искусства, эксперты в боевых искусствах, стали любимчиками СМИ. Сегодня, спустя несколько десятилетий пристального внимания, боевые искусства институционализировались и растеряли часть своей былой привлекательности. Некоторые критики сделали вывод, что мы вступили в эпоху упадка БИ.
боевые искусства
Чьё Кунг-фу сильнее?
Когда люди заговаривают о ценности БИ для современного общества, почти всегда дискуссия скатывается к вопросу о том, какое именно искусство более боевое. Тематические журналы и интернет-форумы пестрят статьями и обсуждениями того, какой мастер от какого искусства победит в гипотетическом поединке. Признаю, подобные сравнения – переливание из пустого в порожнее, поскольку все вымышленные сценарии, призванные протестировать боевые искусства на предмет превосходства одного над другим, отличаются надуманностью и обычно принимают форму соревновательного матча. Единственные сравнения, которые мы можем допустить с некоторой мерой безопасности – это сравнения в техниках безоружных оппонентов. И даже в этом случае, различия между бойцами разного роста и веса потребуют учёта весовых категорий и определённых правил для выравнивания условий. Всё это можно наблюдать в дзюдо, боксе, борьбе, всевозможных турнирах MMA вроде UFC. Очевидно, что больший противник имеет явное преимущество перед меньшим (во всяком случае, статистически).
 
боевые искусства
Как только к уравнению добавляется оружие, риск серьёзных ранений или даже смерти заметно возрастает. В фехтовании или кендо используются не только защитное снаряжение, но и всевозможные ограничения. Это необходимо для безопасности участников. В результате поверх уже очевидной условности спортивных состязаний в единоборствах появляется ещё один слой искусственности.
Моё мнение заключается в том, что всякая попытка проверить таланты в турнире увеличивает риск получения серьёзной травмы и потому противоречит самой цели занятий боевыми искусствами. Если я изучаю боевые искусства для того, чтобы защитить своё тело от вреда, а потом сознательно попадаю в ситуацию с высоким риском получить травму, то где здесь логика?
Будо. Исторический очерк
Чтобы окунуться поглубже в концепцию “боевых искусств”, будет нелишним изучить их истоки и первоначальную функцию. В данной статье я ограничюсь обсуждением японской культуры, поскольку именно с ней я лучше всего знаком. Общая концепция того, что популяризируется на западе как “боевые искусства” – это перевод японского термина “будо”. В течение всей японской истории военное искусство изучали исключительно самураи – представители воинского сословия, оформившегося в эпоху Муромати (1336-1573) . Это была эпоха постоянных войн и политических конфликтов. Самураи сформировали касту военных, которая служила правителям кланов и постепенно заняла привилегированное положение в социальной иерархии Японии.
Позже, в эпоху Эдо (1603-1868), для которой были характерны мир и социальная стабильность, социальная функция самураев претерпела изменения по мере того, как всё больше воинов превращалось в чиновников и пополняло ряды нарождавшейся колоссальной государственной бюрократии. Навыки сражения среди самураев стали исчезать, а сами они нашли себе  занятие за пределами поля боя.
боевые искусства
После того, как Япония адаптировала европейскую модель армии и флота, сословие самураев развалилось, а многие из его представителей оказались безработными уже к середине XIX века. В конечном счёте их лишили привилегий публично носить мечи и лишать жизни простолюдина в случае демонстрации неуважения. Самураи низших рангов первыми лишись средств к существованию.
Таков исторический контекст зарождения школ “будо”, наследниками которых стали современные японские боевые искусства (JMA). Сам термин “будо” 武道 записывается иероглифами 武 (“бу”, “боевой”, “военное дело”) и 道 (“до”, “мичи”, путь). Эти боевые искусства подпали под влияние нео-конфуцианства, философского течения, которое поощряло развитие всякого искусства и в тот период времени было модным в Японии.
 
Боевые искусства
Почему боевые искусства на самом деле не “боевые”
Формы будо, появившиеся в XIX веке, на самом деле – дисциплины, основанные на формализованной учебной программе, разработанной для гражданской части населения. Хотя многие школы утверждают, что верно следуют традициям воинского сословия более ранних времён. Некоторые из этих стилей практиковались в аристократических кругах как форма саморазвития в свободное от других забот время. Другие стили продвигались маргинализированными самураями из низов, которые увидели для себя возможность дополнительного заработка. Они преподавали в додзё для жителей своего района или прямо у себя дома. Их учениками были простолюдины-представители зарождавшегося среднего класса. Многочисленные стили дзюдзюцу и кендзюцу, уцелевшие до наших дней, относятся к этой категории. Таким образом, все эти боевые искусства очень далеки от боевых систем, разработанных самураями в более ранние эпохи, поскольку были придуманы в мирное время.
Моя задача – указать на тот факт, что в социальном контексте Японии, формы будо, какими их преподавали, начиная со второй половины XIX века, не имели никакого боевого применения. Они не являлись теми дисциплинами, которые пригодны для подготовки солдат к сражению, они не представляли собой вершину военной науки или технологии войны. Эти так называемые “боевые” искусства только назывались боевыми, но по сути являлись карикатурой на воинские искусства минулых веков.
Их форма, их задачи отражали потребности новой социальной структуры Японии, которая превратила самураев из солдат в бюрократов. Будо эпохи Эдо – это методы физической и ментальной тренировки, обрётшие форму досуга. В этом смысле упомянутые предки современных JMA решали ту же социальную задачу, что и сегодня: обеспечить такой досуг, при котором возможно самосовершенствование. Если принять этот факт, то вопрос эффективности того или иного боевого искусства в современном мире обретает абсурдные измерения.
Просто задумайтесь. Термин “бу” (“боевой”) используется для описания ранних школ будо по ошибке. А всё потому, что эти школы изначально заявили об изучении манеры ведения боя, принадлежащей менее развитой в технологическом плане эпохе. Они не были боевыми в том смысле в каком можно говорить о военной науке как постоянно развивающейся и адаптирующейся к новым разработкам в оружии и стратегии школе человеческой мысли. Эти формы будо – часть японского культурного наследия. Того самого наследия, которое создаётся японцами с большим удовольствием, независимо от эпохи.
Зачем изучать боевые искусства?
Если боевые искусства на самом деле не являются “боевыми”, если сравнения одного с другим обречены на провал, то какая от них польза в современном обществе? Как выбрать подходящее боевое искусство? И вообще, зачем изучать какое-либо из них?
Зачем кому-то тратить время, деньги, рисковать получить травму – всё ради изучения навыков, эффективность которых не так-то легко проверить, навыков, которые могут вызвать ложное чувство безопасности, но которые могут подвести в нужный момент?
боевые искусства
Почему не купить огнестрельное оружие – очевидный выбор для самообороны в наше время? Почему не пойти в тир или на соответствующие курсы? Пусть у вас будет “уравнитель” для любой опасной ситуации, против любого, кто вознамерится причинить вам вред. Научитесь пользоваться мощным оружием самообороны – и вы избежите многих лет тяжёлых и упорных тренировок в боевых искусствах, получив при этом такой же результат, как и адепт боевых искусств, посвятивший им десятки лет. Разве это не стоит обдумать?
Боевые искусства в наши дни
Несмотря на отрезвляющее воздействие нашего очерка об исторической роли будо, наверное должны быть серьёзные причины, почему люди всё-таки делают выбор в пользу боевых искусств. Ведь секции можно найти повсюду. В современном мире боевые искусства оказались поглощены спортивными организациями. Большая их часть “спортифицирована” или заражена спортивными компонентами, которые смещают акцент в тренировках с изучения техник в сторону участия в соревнованиях. В ряде стран, например, США, боевые искусства также играют роль секций физвоспитания молодёжи, а многие школы по совместительству используются гражданами как детские сады, группы продлённого дня или секции экзотического фитнеса.
Важно понимать, что попытки практиковать современное будо как спорт или фитнес – это от лукавого, это коммерциализация. Как только акцент делается на получении прибыли, традиционный подход к тренировке как тяжёлому труду в условиях суровой дисциплины сменяется на коммерческий фантик, заигрывающий с сиюминутными прихотями и эго покупателя. Неизбежный финал: коммерческий подход вытесняет традиционный с рынка. Более того, современные боевые искусства – удел молодых, редко кто относится к ним как к делу на всю жизнь. Среднестатистический гражданин даже не задумывается о таких категориях.
Первоначальные формы будо эпохи Эдо, сохранившиеся в Японии, ещё не заражены вирусами спорта и коммерции, которые уже поразили их современных потомков. Поэтому их акцент на воинской дисциплине самопознания и самосовершенствования даёт нам достойные причины для занятий боевыми искусствами. Очевидные преимущества: физическая форма, дисциплина, самоуверенность, самооборона. (Имейте в виду, польза от полученных навыков самообороны может быть крайне ограничена при встрече с несколькими вооружёнными противниками). Все эти положительные моменты, как правило, игнорируются молодёжью, которая ищет зрелищных эффектных движений для соревнований. В любом случае, перечисленные аспекты – безусловно достойные причины для того, чтобы заняться боевым искусством. И, пожалуй, всякий серьёзно занимающийся будока со стажем назовёт именно их как основные. Однако, я берусь утверждать, что есть и более ощутимая польза от занятий будо, если только у вас хватит терпения прочитать ещё немного.
Настоящая польза от занятий боевыми искусствами
Зачастую люди игнорируют то, насколько сильно в ходе серьёзной практики будока может изменить свою жизнь. Например, такие формы боевых искусств как айкидо и дзюдзюцу (и там, и там широко используются воздействия на суставы и захваты, обычно этот стиль называется “мягким” (дзю)) дают возможности овладеть навыками, которые не так-то легко описать словами.
Задумайтесь: постоянная отработка форм, симулирующих физическую атаку, развивает глубокое понимание физики движения тела, человеческой анатомии, пространственных отношений. Огромный объем тактильной стимуляции, испытываемый в ходе тренировок, вызывает перемены в том, как человек воспринимает и реагирует на быстро меняющееся расстояние между телами, на движения вокруг. Будока, практикующий мягкий или ударный стиль, вырабатывает чувствительность к природе и таймингу атаки в момент контакта с противником. За этим следует немедленная и интуитивная реакция. Основатель айкидо, Морихей Уесиба, предложил термин “Такемусу Айки” для описания этого идеала, высшей степени мастерства, когда человек спонтанно исполняет идеально синхронизированную технику, адекватную ситуации.
Тренировки в Будо почти всегда включают практику защиты от нескольких нападающих. Очевидно, что это увеличивает стрессовый фактор для занимающегося, поскольку сложность взаимодействия с атакующими многократно возрастает. И снова, в подобного рода тренировках есть множество скрытых преимуществ. Например такое: ученики изучают, как можно использовать одного нападающего в качестве щита от другого, как затруднить маневрирование для противников. Ещё одно преимущество – более развитое периферическое зрение. Ведь в случае нападения нескольких врагов, надо иметь в виду потенциальную угрозу с флангов или тыла.
В относительной безопасности додзё нельзя говорить о факторе страха, и всё же тренировки в боевых искусствах знакомят занимающихся с динамикой нападения, учат их сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Если говорить конкретно, то люди познают концепцию “maai (пространственные отношения в боевой ситуации). Они изучают, как увеличение и сокращение дистанции влияет на уязвимость к атаке. Более того, люди, практикующие боевые искусства, становятся более чувствительными к намерениям оппонента, поскольку вырабатывают привычку реагировать на язык тела, выражение лица, голос, перенос веса и прочие малозаметные факторы. Это даёт возможность среагировать на раннем этапе развития конфронтации. То есть, увеличивает шансы успешно выбраться из опасной ситуации.
Следует понимать, что упомянутые эффекты, которые достигаются в ходе серьёзных занятий боевыми искусствами, играют большую роль в обеспечении безопасности и здоровья человека. Развитие более высоких уровней чувствительности естественным образом переносится в повседневную жизнь. Занимающиеся учатся быть более внимательными к окружающему пространству, к потенциальным угрозам безопасности, к собственной безопасности ещё до непосредственной физической конфронтации. Задумайтесь о том, насколько это полезно, скажем, при вождении автомобиля или движении в толпе (два сценария, связанных с потенциальной опасностью, оба достаточно распространены в современном мире).
Времена стремительно меняются благодаря взрывному развитию технологий. Формы нападения на человека становятся всё более и более сложными, их можно осуществлять удалённо. Такого рода угрозы, а также постоянно меняющийся социальный ландшафт, требуют повышенного внимания, способности различать скрытые угрозы, и, прежде всего, способности адаптироваться.
Я искренне верю, что истинная ценность боевых искусств в нашем мире – это не специфические техники отдельной школы. Всё это – не более чем особенности стиля. Ценность боевых искусств для нашего общества заключается в способности обучить людей покою, адекватности и внимательности, пониманию окружающей действительности, научить их адаптироваться к изменяющимся угрозам здоровью и благополучию.
 
Стенли Пранин

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

  
     © 2018 Aikikai Lviv | Зміцнюємо тіло і дух..

Follow us: